Северные Горы. Отзыв: Поход по Хибинам

Автор:
Дата: 12.09.2013
Оценка:

Наконец-то наступил день, которого я ждала уже четыре месяца, с тех пор как в одном из зимних походов Слава Жегар предложил поехать летом в Хибины.

Немногие ездят туда, а некоторые вообще не знают, где они находятся. Но мне страсть как захотелось увидеть полярный день, искупаться в северных озерах и погулять по арктической пустыне. Да и вообще я не люблю быть как все, поэтому и пошла брать билеты на севера.

После двух суток дороги (у кого больше, у кого меньше) мы вылезли на станции Имандра. Вот и наша группа (слева направо):

Ира (Симферополь), Женя (Белгород), Оксана (Москва), наш проводник Слава (Ив.-Франковск), Даша (Ижевск), Олег (Харьков), Игорь (Киев), Галя (Киев), Лена (Минск) и Катя (Москва, фотографирует).

В Имандре местные мужики закричали нам вслед: «Эй, туристы, вы такие веселые, потому что в лес еще не входили, не знаете наших комаров!»

1-й день. Первые шаги по Хибинской тундре.
Как Слава и обещал, поход начался прямо после схода с перрона. По рельсам мы дошли до притока реки Гольцовки. Здесь и решили помыться после поезда. Вода была такая холодная, что просто захватывало дух. Но Слава сказал, если окунуться три раза с головой, то сильное течение смоет всю грязь.

Дальше шли по лесу. Если бы не горная речка справа, я бы подумала, что не уезжала из Беларуси: такие же елки и березы как на белорусском болоте. После привала мы поднялись к ущелью Аку-Аку. Нависшие скалы принимали самые причудливее формы, а в некоторых местах были такой правильной геометрической формы, и не верилось, что здесь постаралась только природа. Мы двигались по камням и снежникам, пока не пришли к красивому маленькому озеру. И решили с Оксаной еще раз искупаться, никто больше не осмелился окунуться в ледяную воду.

Чтобы продолжить путь, нужно было подняться по тропке над озером. В двух местах она так сужалась, что мне хотелось слиться со скалой в одно целое. Я не могла оторвать ногу и переступить через камень, потому что боялась улететь с рюкзаком в озеро. Но все-таки мы с Ирой прошли этот неприятный участок и спустились вниз. А ребята тем временем забирали у девчонок рюкзаки, чтобы они смогли перейти налегке. Когда все спустились, мы пошли фоткаться у водопада. А дальше через камни и ручьи к первой стоянке.

После ужина все начали разбредаться по палаткам. А у меня сон как рукой сняло. Солнце ведь еще светит, какое там спать! И как назло никакой книжки не захватила. Но меня выручил Игорь и дал электронную книгу, к которой за весь поход и не притронулся. Я залезла повыше и с видом на окружающие горы и озеро Имандра читала до часу. Спать было жарко, парни даже не залазили в спальники, а спали на них в трусах.

2-й день. Продолжение прогулки.
Утром пошли в ущелье Юмьекорр (ущелье Мертвых). Как давно я мечтала увидеть эти каменные пейзажи! И все высматривала камень эвдиалит, которого тут должно быть много, к сожалению так и не увидела. Встретили туристов из Мурманска с детьми, они сказали, что дальше нас ждет много интересного. После ущелья открылся широкий вид на долину. Воздух чистый и прозрачный, а небо синее-синее.

После обеда шли вдоль ручья Меридионального через рощу карликовых берез. Реки смыкались друг с другом, поэтому пришлось переходить вброд. После переправы я переобула сухие ботинки и упала в них в воду: хотела набрать воды, но поскользнулась. Ребята пошутили, что нужно окунуться еще два раза для ровного счета. Переодеваться не стала, потому что скоро мы должны были остановиться на стоянку.

Место было очень красивое: рядом речка, возвышенность, лесок, и одинокая северная сосна на берегу. Опять меня ждала стирка в ледяной воде, я надеялась, что таким мощным течением из одежды точно выбьет всю грязь. Сама тоже окунулась несколько раз, правда ноги слегка побила о камни.

Этот вечер, наверное, был самым живым: мы пели песни, играли в контакт, потом еще с Женей слушали, Галины рассказы о походе на приполярный Урал. После я опять читала.

3-й день. Вверх по каменным россыпям.
А утром наша палатка была дежурная. Парни начали меня будить, я сказала, чтобы они отвяли, я буду спать. И про себя думала: может быть, дежурные только они вдвоем, а не вся наша палатка? Может меня не касается дежурство? Ведь они сами прекрасно справятся. Но все-таки встала и мне доверили мытье котелка.

Мы держали курс на перевал Южный Чорргор. У подножия перевала лежало симпатичное озерцо. Вообще в Хибинах много водоемов. Лезли вверх по огромным валунам, а в голове теснились противные мысли, типа, на кой мне сдался этот северный экстрим. Вниз не смотрела, потому что было страшно. По пути попалась могила студентки из Мурманска: она стала жертвой лавины в ноябре 1973 г.

Первые на середину перевала мы вышли вчетвером: Олег, Игорь, Ира и я. Полчаса поджидали группу. Все поднялись и мы пообедали. Пока ждали остальных и еще отдыхали с ними, то замерзли, что зуб на зуб не попадал. И без разрешения инструктора решили идти вниз. Часть спуска проходила по снежнику, на котором я чуть не покатилась вниз, но обошлось. А потом брели по сыпучке. Внизу было еще одно озеро, на котором мы снова ждали остальных.

Дальше в долину реки Кунийок вела извилистая тропка. Братья бежали по ней вниз, а мы с Ирой за ними. Тропинка петляла так, что аж голова закружилась. Когда спустились к речке, то пожалели, что так быстро шли: начался комариный штурм. А у нас с Ирой, наверное, у одних в группе не было накомарников. Пришлось активно размахивать ветками. Тем не менее, комары начали побеждать, и постепенно сводили меня с ума. Но вот спустилась остальная группа, и мы продолжили путь.

Окружающий пейзаж был так себе: болото, грязь, ручьи и КОМАРЫ. А настроение группы — несколько подавленное. Но братья Олег и Игорь не думали сдаваться: они опять бодро побежали вперед. Я за ними, Ира за мной, чем и навлекали на себя недовольство группы. Но об этом позже. Когда вышли на ровную дорогу, стало веселее. Часа через полтора дошли до стоянки. Начали ставить палатку. Тут и уставшая группа подтянулась. Настроение было не очень, поэтому в контакт не играли и у костра не засиживались. Даже меня хватило всего на пару страниц Томаса Манна.

4-й день. Арктическая пустыня и вечер раздора.
Дошли до КСС. Кто-то возлагал надежды на баню, магазин и прочие ништяки. Но ничего там не оказалось. Но Слава раздобыл у сторожа пакет кетчупа. Кетчуп пользовался популярностью и всегда был в дефиците. Возле КСС были столбы с указанием расстояния до различных городов. Мы стали дружно искать там свои города и фоткаться.

Потом был указатель «Очень красивый водопад. 400 м». Мы пошли туда, но водопада не увидели. Когда переходили вброд речку, я начерпала воду в ботинки. У перевала Южный Рисччор сели обедать. На сам перевал я не хотела смотреть: он уходил круто вверх. Очень круто. Ира попросилась у Славы: «Можно я пойду уже?». Наверное, хотела побыстрее с этим разделаться. Подъем был крут и долог. Наконец, пыхтя и вытирая пот, мы выбрались на седловину. А там уже сидел Олег. Он раньше занимался велоспортом, поэтому подъемы давались ему легко. Опять увидели могилку. На этот раз мужчина, 46 лет. В марте 2000 года погиб от лавины. До вершины плато осталось еще метров 60. Подъемов в нашем походе было немного, но все достаточно крутые и сыпучие.

На плато дул сильный ветер и было холодно. Легкая косынка не спасала, а в рюкзаке, как назло сверху лежал купальник. Шапка была вне пределов досягаемости. Но ребята дали мне флисовую повязку, которая закрывала уши.

А перед нами лежала арктическая пустыня. Надо сказать, очень экзотично. Куда не кинь глаз, везде серые камни, ни травинки, ни кустика. Я сразу представила, что мы приехали как исследователи на Луну. Иногда попадались всякие ржавые железяки. Может это остатки прежних цивилизаций? Мы шли по колее лунохода, т.е. вездехода, который как-то сюда заехал. Остановились отдохнуть. Справа находилась гора Кукисвумччор, а впереди — озеро Умбозеро. Увидели 4-х жирных куропаток, но они в руки не дались, а убежали. А так был бы вкусный ужин. Слева в котловине блестело озеро Академическое. Но спускаться туда уже никто не хотел. Впереди ждали долгий спуск (примерно 700 м) и вечер раздора. Но мы об этом не знали.

Слава уже понял, что за братьями никто не может угнаться, а медленно идти они тоже не согласны. Поэтому дал команду: спускаемся до ближайшего леса и ждем остальных. Ну, они и погнали. За ними на приличном расстоянии шли мы с Ирой, а за нами все остальные.

На какой-то момент Олег с Игорем скрылись за очередным уступом и мы потеряли их из виду. Но потом увидели сложенные камни на левом краю оврага и свернули туда. Когда подошли к краю, то увидели их. Значит, идем правильно. И начали спускаться по левому берегу ручья. И это было ошибкой: другие нас уже не видели.

Мы спускались по крутому сыпучему склону. Деревья сверху казались малюсенькими кустиками. Я мечтала об окончании спуска. Тут мы увидели ребят: при подходе к лесу они остановились у огромного камня. Там же уселись и мы. И начали поджидать остальных. Но никого не было. А место было хорошее, без комаров, без ветра, открывается панорамный вид на реку Тульйок. Так мы сидели полчаса и вдруг на противоположном склоне оврага Олег (у которого была повышенная острота зрения) увидел Галю. Потому что Галя была крошечной фигуркой. Рядом появилась еще одна фигурка, это был Слава. Мы стали им кричать и махать. Они увидели нас, тоже помахали и скрылись. Но куда? Пошли они по верху, чтобы спуститься к нам, или будут спускаться справа, а встретимся мы уже у речки? Мы не знали, какой вариант они выберут. Поэтому стали ждать. Ждали час. Никаких признаков группы. Ни внизу, ни вверху. Олег даже поднялся вверх, чтобы посмотреть, где народ. Но никого не нашел. И тут мы заметили тонкий дымок среди деревьев. Все понятно: они спустились в лес. И мы пошли туда. Я оглядывалась назад на красивый водопад и рисковала сломать себе шею. Дальше через березовые джунгли побежали к стоянке.

Когда мы встретились, то прием нам был оказан более чем прохладный. Типа свой среди чужих и чужой среди своих. Славы не было. Он ушел искать нас. Я пошла типа разбирать рюкзак, но на самом деле хотела скрыться от начинающейся разборки, которая и случилась. Претензии были в том, что нельзя так поступать, нельзя бросать группу и идти куда вздумается. Мы должны идти медленней и чаще останавливаться. Началась перепалка типа: «ты, ходи медленнее» и «слышь, ты, ходи быстрее», но пришел Слава, всех успокоил и мы сели ужинать. Атмосфера разрядилась, и наступило перемирие. Завтра решили сделать большую дневку и идти на более легкий перевал. А категорийный Безымянный оставить до следующего приезда в Хибины. Поэтому завтра все спали, кто сколько хотел.

5-й день. День в городе или вечер с комарами.

Примерно в час дня мы отправились в путь. Это был самый короткий пешеходный день и последний день в горах. Мы спускались в Кировск. Преодолели несложный перевал, и нам открылась картина «Добро пожаловать в Мордор»: вид на Кировский рудник (апатитовые разработки). Печальная серая картина, даже арктическая пустыня смотрелась веселее.

По дороге в город наблюдали индастриел пейзажи: заброшенные ржавые строения, взорванные скалы. Интересно, неужели именно это место вдохновило Юрия Визбора на его знаменитые стихи?

На окраине Кировска купили недостающие продукты и поехали на такси к озеру Малый Вудъявр. Это одно из самых известных озер в Хибинах, я читала много восторженных отзывов о нем. И очень хотелось на него посмотреть. Но озеро еще пользовалось популярностью у местных. Поэтому примерно раз в пять минут туда подъезжали машины. А нам не хотелось спать под русский шансон, звон бутылок и возгласы «О, туристы! Откуда?». Поэтому мы пошли в противоположную сторону. Надо сказать, что это было самое худшее место для ночевки, которое я вообще помню в походах. Даже зимой в Карпатах в дырявой колыбе не было так плохо, как здесь.

Все из-за комаров. Ведь мы стояли прямо в болоте. У кого были накомарники, сразу их одели. Лучше всех устроилась Галя: кроме накомарника на ней были куртка плотные штаны и высокие ботинки. Поэтому она спокойно сидела и наблюдала за происходящим. Ведь стоило оставить открытый участок кожи, как эти монстры бросались туда десятками. Палатки мы поставили почти ода на одну, потому что даже места там было мало. Ни о каком сидении у костра не было и речи. Скорее в палатку и забыться сном. Что мы и сделали.

6-й день. Конец похода все ближе.
Наша палатка опять дежурная. Я сходила за водой, а парни сварили кашу. Мы проголосовали, что делать дальше: оставаться здесь и осматривать окрестности, или уехать в Апатиты на озеро Имандра. Все кроме меня проголосовали за то, чтобы уехать. Наверное, я уже перестала адекватно оценивать ситуацию. Доехали до Кировска, прогулялись немного, город оказался очень симпатичным и уютным. Кстати, в Кировске находится музей Венечки Ерофеева, автора бессмертной поэмы «Москва-Петушки». К сожалению, у меня не получилось там побывать.

На автобусе приехали в Апатиты. После Кировска они показался мне неуютным и некрасивым городом. Через какие-то гаражи мы прошли к станции. И там же, около рельсов сели обедать. Может, место было и не совсем подходящее. Игорь даже заволновался, что же подумают о нас пассажиры  поезда. Наверное, что мы какие-то грязные бродяги.

Спросили дорогу на озеро, и пошли к месту ночевки. Дорога шла так: свалка – гаражи – свалка — гаражи – лес с комарами — Полярная Опытная База. И через болота Слава вывел нас на симпатичную стоянку. Там было очень мило по сравнению со вчерашним кошмаром. Мешали только кочки под палатками, ровной земли там не было. Но зато не было и комаров. А вода в озере — относительно теплая и чистая. Вообще все озера на севере кристально чистые. Конечно, кроме тех, которые находятся возле перерабатывающих заводов.

Последний вечер прошел очень уютно. Мы даже немного поиграли в контакт. Но дала знать о себе накопившаяся усталость. И мы разошлись по палаткам, чтобы перекатываться там по кочкам.

7-й день. Вот и пора домой!
Последний завтрак вместе, и мы разделяемся: Даша, Катя, Оксана и Галя едут обратно в Кировск в ботанический сад и минералогический музей. А мы пока остаемся у озера. Приятное время ничегонеделания. Приходит Слава, мы собираемся, чтобы успеть на электричку в Кандалакшу, искупаться в море, а потом уже в пол-одиннадцатого вечера сесть на поезд до Питера. В Апатитах закупаемся в магазине, делаем перекус, прощаемся с Ирой (которая едет в Мурманск) и чуть не опаздываем на электричку.

Кандалакша – небольшой красивый город с какой-то особой атмосферой. Спрашиваем дорогу до моря. Местные отвечают по-разному: время дороги колеблется от 10 минут до 1,5 часа. В итоге чуть больше чем за час мы пришли на Белое море. Не искупаться здесь просто нельзя! Но как только залезла в воду, то сразу захотелось на берег. Вода-то холодная! Но зато соленая, прямо как в Черном море. Пять минут купания хватило с лихвой. Можно поставить галочку: купалась в Белом море. И вообще, было бы здорово отдохнуть здесь пару дней!

По демократичным ценам на такси мы доехали до ж/д станции. Закупились в магазине и сели в поезд. К сожалению, у всех были верхние места, поэтому собраться поболтать не было особой возможности. Мне сочувствовали по поводу следов укусов на лице, а одна православная тетенька даже подарила заживляющий крем. Большое ей спасибо. В Питере Олег, Игорь и Слава пересаживались на Львовский поезд. А я решила составить Гале компанию в Питере, чтобы намотать еще километраж по северной столице.

Вот и закончилось заполярное путешествие. Его еще можно назвать мини-туром по городам русского Севера.

Если я еще решу поехать в Хибины, то первыми вещами, которые положу в рюкзак, будут накомарник и супер-мега репеллент от комаров и мошки. Я на самом деле страдала в походе от их отсутствия!

А так, мне очень понравились эти необычные горы, там мало туристов, много озер и водопадов, чистой вкусной воды и фантастические каменные пейзажи.

Спасибо всей нашей группе. Может мы иногда и ссорились, но это ничего не значит, потому что в походы всегда ходят только позитивные, сильные духом и телом люди!

И, напоследок, 7 вещей, которые меня удивили на севере:

1.Все собаки там сплошь лайки и хаски. Не было ни одного пуделя или таксы.

2.Город Кировск – самый культурный город в России: почти все заведения закрываются там в 17.00 вечера. Одна только библиотека работает каждый день до 21.00 (без выходных!).

3.У местных жителей совсем-совсем нет загара. Они бледные, как будто никогда в жизни солнца не видели.

4.Многие места в Хибинах напомнили мне японские садики-бонсай. Изящные изогнутые деревья и замшелые валуны. Чистая Япония!

5.На севере ни растут никакие фрукты. Я думала, что хотя бы яблони-дички у них должны быть. Но оказалось, что нет.

6.Хоть яблоки не растут, растет картошка, морковь и свекла.

7.Северяне обожают свой край, нигде я не слышала, чтобы люди взахлеб рассказывали друг другу, за что они любят место, в котором живут.

Оставить отзыв

Оставьте первый комментарий!

avatar
ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!