Зимой от Хомяка к Довбушанке. Отзыв: Поход по Карпатам
На самом деле я был впечатлен фотографиями зимних Карпат Евгения Тимашова. Впечатлен настолько, что появилось острое желание увидеть эти завораживающие пейзажи, полные покоя и достоинства, самому, убедиться в их реальности. Вот тогда, при подготовке и планировании поездки, я нашел прекрасный сайт Владислава и, связавшись с ним, спланировал приехать в Карпаты на Новый год.
Но погода внесла свои коррективы — Новый год выдался теплым, слякотным и малоснежным. Повздыхав, я решил отложить поход в зимние Карпаты до лучших времен. Но в середине февраля Владислав предложил не откладывать знакомство с Карпатами надолго, а сходить в трехдневеый поход, начинающийся 8го марта. Сложилось сразу множество удачных обстоятельств — праздники, снег, отсутствие сильных морозов, хорошая компания. Отказываться было неразумно — подготовив снаряжение я, полный предвкушений, прибыл в Ивано-Франковск.
В окне автобуса проносились прекрасные виды — покрытые лесом горы казались то пушистыми, то меховыми. Солнце успело упасть достаточно низко и, плавающие в теплом закатном свете, деревья отбрасывали длинные причудливые тени.
Добравшись до места старта в удобном микроавтобусе, мы разобрали продукты, одели «фонарики» и стартовали в горку, сразу показавшуюся крутой. Но спустя минут двадцать, темп и нагрузка уже воспринимались как оптимальные — мышцы согрелись, дыхание вошло в ритм движения. Где-то через час мы остановились на первый, и единственный в тот день, перекус. Подкрепившись бутербродами и горячим чаем, отправились к месту первой ночевки. А путь, тем временем, становился все тяжелее. Кроме относительно крутого склона, весь поход приходилось бороться с рыхлым снегом. Было тяжело. Одна из девушек с трудом пробиралась вперед, а мы — шедшие в хвосте колонны — втихую были благодарны ей за низкий темп, позволявший сберечь силы.
Стемнело, мороз усилился. Если днем было тепло и не возникало мысли надеть теплые штаны, то теперь приходилось жалеть о том, что они глубоко в рюкзаке. Какое-то время пытались идти в темном, сумеречном лесу — следы на снегу оставались видны. Но вскоре бОльшая часть группы достала фонарики. Вскоре подъем был окончен — мы вышли в седловину и нам открылась полонина — поляна. Луна светила как прожектор и можно было бы легко читать в ее свете, если бы у кого-нибудь возникла такая мысль 🙂
Колыба, в которой мы рассчитывали заночевать, оказалась занята большой шумной компанией. Нам пришлось располагаться в сарае, который стоял чуть ниже. Утоптав в нем снег, инструкторы занялись приготовлением ужина и чая. В переходе попотеть пришлось всем и, когда добравшись до ночевки, мы прекратили активно двигаться, мороз стал пробирать сквозь мокрую одежду. Пришлось срочно переодеваться, менять мокрые носки. Зато, одетые в сухое и плотно поужинав горячей кашей, сразу согрелись и захотелось спать.
Но вот с ночлегом было не так и просто. Взятая, как раз для такого случая, палатка позволяла разместить только семь человек. Удалось договориться разместить двоих из нашей группы в палатках компании, оккупировавшей колыбу. А вот мне, одному из инструкторов и Владиславу, осталось ночевать на улице. Еще чуть ниже от колыбы обнаружился небольшой навес. Расчистив снег, в нем расположились мы с Владом, а инструктор Слава отправился пытать удачу переночевать в колыбе.
Несмотря на два спальника (один в другой) и теплой одежде, поначалу было холодно. Коврик у меня был плохенький и мерзли ноги, хоть и в шерстяных носках. Постучав зубами и покрутившись, я смог таки согреться и заснуть.
Наутро был аттракцион с забиванием ноги в деформированный и задубевший на морозе сапог. Но нереальная красота ясного, солнечного утра заставляла отвлечься от мелких житейских неприятностей. Снег сиял теплым сливочным кремом под лучами восходящего солнца, а в тенях деревьев и дорожек на снегу прятался глубокий ультрамарин уходящей ночи. И такой покой был разлит по низинке, в которой мы ночевали, что можно было бы созерцать окружающую красоту часами. Но погоня за «еще более лучшим» заставляла нас, после завтрака горячей кашей и чаем, устремиться на штурм горы.
Еще накануне вечером было решено из-за тяжелого пути, вызванного рыхлым снегом, отказаться от подъема на гору Хомяк. И хоть она возвышалась прямо над нами, подъем на нее потребовал бы нескольких часов — в результате можно было бы не успеть к месту ночевки. Так что нам досталась честь первым тОрить дорогу в сторону вершины Синяк. Если на полонине ветер сдувал рыхлый снег и можно было комфортно идти по твердому насту, то при приближении к лесу, проблема с проваливанием встала в полный рост. Группа, хоть и медленно, ползла в горку, а я запыхавшись, несмотря на попытки догнать, остался далеко сзади. В отчаяньи пришла мысль сойти с маршрута — пока ушел не так далеко и дорога назад ясна. Но, в конце концов, плюнув на мысль догнать ушедшую вперед группу, я стал продвигаться в невысоком, но комфортном для себя темпе. В конце концов, именно так я и прошел весь маршрут — далеко сзади от группы, двигаясь почти без остановок на отдых. Нагоняя ее только на ДЛИТЕЛЬНЫХ остановках.
Поднявшись немного по лесу, мы остановились на большой привал, так как нужно было нагреть много чаю в термосы на весь предстоящий день. Собрав дрова и разложив костер, мы перекусывали, болтали и грелись на солнышке. Было хорошо и тепло. Мимо проходили люди — кто на лыжах, кто со снегоступами (одни мы пешком 🙂 ). Вокруг стояли елки, укрытые одеялами снега. Тяжелые снежные покрывала превращали их то в разных животных, то в чудовищ или огромные белоснежные зубы. Солнце припекало и все чаще был слышен шум обвала этих масс снега с тонких, но густых еловых веток.
Пробирались в лесу мы относительно недолго и довольно легко — по тропе, которую натоптали другие люди, ушедшие по маршруту вперед. Но, выйдя на открытое место, столкнулись с куда более тяжелым отрезком пути, проходившим по засыпанным снегом елкам и сосенкам. Вблизи их засыпанных и местами протавших свозь снег стволов, крепкому насту не на что опираться. В таких местах проваливаешься где по колено, а где и по пояс. Отрезок с елками продолжался довольно долго и забрал много сил и эмоций. Такие засады с елками встречались и дальше в тот день, но уже не так масштабно. Началась длинная, но относительно пологая, дорога к вершине. Она шла по гребню, отрогу горы и далеко на все стороны открывались прекрасные виды. Весь поход нас сопровождала прекрасная солнечная погода. Небольшой морозец прекрасно дополнялся теплым весенним солнцем. Под его лучами над темным, покрытым елками лесом, поднимался туман, дымка прятала дальние вершины. И комбинации белого снега и черного леса рисовали сложную геометрию горных склонов.
После покорения вершины Синяка, наш путь лежал дальше — по гряде Малых Горган. Эта небольшая горная цепь напоминает хребет какой-нибудь рептилии, головой которой будет вершина Синяк. Как только я ступил на ее хребет, поднялся сильный, но ровный ветер. И можно было вообразить себя путешествующим по спине летящего дракона.
На «копчике» хребта, до которого я добрался как раз к самому закату, меня поджидал второй инструктор. Переведя дух, выпив пару кружек горячего чаю из термоса и понаблюдав за красной пуговицей солнца, садившегося в дымку, мы начали стремительный спуск. Я не ожидал, что по склону такой крутизны, вообще можно спуститься. Но действительность оказалась, хоть и страшноватой, но захватывающей — мы съезжали, скатывались с горы в небольших лавинах снега. Скользя вниз при каждом шаге, опускаешься стремительно и опасно — кое-где открываются крупные камни и сердце замирает при мысли, что нога застрянет между какими-нибудь из них. Был отрезок около 30-50 метров, где спускались просто съезжая на попе. Но все хорошее быстро заканчивается — дальше опять началась полоса леса с рыхлым снегом. Пришлось долго, очень долго пробираться, проваливаясь то по колено, то по пояс. Немного помогало то, что путь все время лежал вниз. Но то, что это помогало, стало понятно, когда следы вышли на ровный участок — полонину. Собрав последние силы и оглашая окрестности проклятиями, я дотащился в сгущавшихся сумерках к колыбе.
В этот раз нам повезло — колыба была свободной. Над большим, огороженным крупными камнями, очагом, в крыше сделан выход для дыма. Большой настил во всю ширину колыбы позволил, хоть и тесно, разместиться на ночь десяти участникам похода. Только инструкторы ушли ночевать в сарай. Но сначала был долгий вечер вокруг костра. Варили кашу, чай. Сушили обувь и одежду, носки, перчатки. Все это, оживленное разговорами о прошлых походах, обсуждением достоинств и недостатков экипировки и яркими эмоциями от прошедшего дня создавало теплый душевный покой. Засиделись до полуночи. Но ночь прошла в тепле и комфорте. Наутро было несложно натянуть на себя просушенные у огня сапоги и отправиться за дровами для костра.
В этот день наша группа разделялась — часть группы спускалась к Буковелю и отправлялась домой, а часть продолжала путь к Добошанке и дальше. Выйдя около 10и утра, по прогнозам инструктора мы должны были спуститься к остановке где-то к полудню. Но глубокий рыхлый снег опять внес свои коррективы. И в этот день особенно проявился недостаток моей обуви — маленький размер (41й) относительно общего веса. В тех местах, где все прошли не проваливаясь, я проваливался по колено. Там где народ проваливался по колено, я выкарабкивался по пояс в снегу. Ну а там, где я видел совсем глубокие следы, я, ни на что не рассчитывая, полз на коленях, помогая себе полками, но несколько раз заваливаясь «на четыре моста». Десятки раз прокляв глубокий снег, обувь и отсутствие благоразумия, позволившее ввязаться в такую авантюру, я дополз, наконец, до группы, поджидавшей меня у наезженной и накатанной трассы. Сделав небольшую передышку, мы уже легко отправились к цивилизации. Солнце палило, снег таял и мы несколько раз пересекали бойкие и звонкие ручейки с ледяной водой. Потом стали встречаться обустроенные для горнолыжников трассы, подъемники. Их было слышно издалека по разносившимся по склонам пошлым попсовым песенкам.
Спустившись к цивилизации — гостиницам, ресторанам, аттракционам и началу подъемников, я был поражен огромным количеством народу — тысячи людей только в видимом с дороги пространстве, десятки тысяч, думаю, на всем курорте.
Вместо расчетных 2х часов, мы спускались к остановке 5 (!!!) часов. Но нам повезло — мы подошли к остановке как раз к началу посадки в автобус до Ивано-Франковска. Спустя два часа, пропахшие дымом, на негнущихся ногах, мы выгрузились из автобуса возле вокзала. У нас в планах было посещение сауны, но планы претерпели изменение — Владислав спешил на поезд, Вячеславу нужно было спешить на какую-то встречу, а Ярослав вообще остался в Буковеле. Так что в сауну мы отправились втроем. Несмотря на всего час времени, на который удалось снять сауну, удалось и помыться, и попариться, и немного расслабиться на диванах с кружкой ароматного чая. Это ощущение легкости и чистоты стерло усталость и заставило забыть тяготы прошедшего дня. В чистой одежде, голодные и веселые, мы разместились в кафе, где за долгими разговорами на всевозможные темы, скоротали время до ночного поезда.
Расставались мы друзьями, объединенными совместным приключением и надеждой встретиться вновь.
Оставить отзыв
Оставьте первый комментарий!