Скалы и озера Бергеских гор. Отзыв: Поход по Норвегии

Дата: 10.10.2017

Меня зовут Олег, мне 46 лет. Хочу поведать вам о маршруте в горах Норвегии в сентябре 2017 года. Сайт, через который я вышел на этот тур — Vsevgory.com. Руководил походом Вячеслав Жегар. Группа наша была всего 4 человека. Деньги за участие переводил через “Вестерн Юнион”, авиабилеты брал через сайт Supersaver.ru. Всё сработало и всё получилось, но обо всём по порядку… День 1 -10 сентября. Из дома в Москве вышел примерно в 13.37. На метро доехал до “Белорусской”. За 400 рублей мне упаковали большой рюкзак в плёнку (я опасался, что лямки попадут в транспортёр; но как потом выяснилось, этого можно было и не делать!). Аэроэкспрессом за 500 рублей доехал до “Шереметьево”.

После досмотра сразу прошёл в терминал Е, быстро зарегистрировался. Посетил часовню Николая Чудотворца и небольшую выставку видов старой Москвы. После паспортного контроля с очередью минут на 20 и быстрого досмотра до вылета ещё оставалось часа полтора. Он был запланирован на 18.25 по Москве. Немного побродил, поглазел на заоблачные цены на всё, и тут начались приключения… “Аэрофлот” задержал посадку на полчаса и вылет ещё на 5 минут; а после Осло меня ждал следующий рейс в Берген, и времени на пересадку было всего полтора часа. Так пропало 35 минут времени, но я всё же надеялся успеть…

Питание было такое на рейсе : сэндвич с ветчиной и сыром, вишня в желе, фруктовый мини-батончик, чай-кофе или вода-сок по желанию. А кошечки- то на душе скребли! Прилетели благополучно, паспортный контроль с моим допотопным знанием английского не занял много времени. Я ринулся за багажом, по табло отследив место его выгрузки. Замотанный в плёнку рюкзак я нёс двумя руками, это и привлекло ко мне внимание таможенницы. “Сигаретс? Медикаментс?” Я сказал, что сигарет нет и продемонстрировал индивидуальную аптечку. Вдобавок, она просветила багаж и ручную кладь на аппаратуре и увидела отсутствие контрабанды! Мы расстались довольные друг другом. На лифте поднялся на верхний этаж, смотрю — люди сами регистрируются на рейсы; а я плохо шарю в технике. Мимо шла девушка-работница аэропорта : я попросил её помочь. Она направила меня на следующую стойку регистрации, а там были живые люди!

Быстро зарегистрировался и помчался на досмотр, была небольшая очередь. После этого до вылета оставалось всего 15 минут! Протопал к выходу А 16, меня пропустили, выскакиваю из аэропорта в состоянии мандража; и- бац : стоит автобус, сиганул в него, а вокруг одни нерусские. Так и подмывало спросить : “Мужики, а вы в Берген летите?”. Не менее 3-х минут нас возили по лётному полю и наконец привезли к самолету авиакомпании SAS. На входе просто говорят “Хай!”, а в билет даже не смотрят! Но главный пилот сказал, что летим в Берген, и от сердца немного отлегло… Взлетели позже минут на 10. 55 минут полёта прошли незаметно, и вот- мы в Бергене! Ждём багаж, а один из чемоданов застрял у выхода на транспортёр и создал пробку из вещей! Только минут через 10 там зашевелился работник и разгрёб завал. Я обрёл свой рюкзак и освободил его от плёнки. По совету Славы ночевать в аэропорту(встреча группы должна была быть на следующий день вечером) набрёл на кресла, в которых можно полусидеть-полулежать и занял одно из них. Место было не очень на виду, но с него можно было контролировать обстановку вокруг. Вряд ли кто-то что-то украдёт, и немало людей так ночуют. Так, ближе к 11 вечера по-норвежски и завершился сей день.

День 2 — 11 сентября. Покемарил в кресле около 7 часов по времени. Соночлежники вокруг периодически менялись… Утром аэропорт стал оживлённее. Туалет был напротив места ночлега, я воспользовался им и заодно воды набрал(в Норвегии можно пить из под крана). Перепаковал вещи и решил двигать в город на автобусе №23 по совету бывалых людей. Вышел из аэропорта и пройдя слева от него мимо отеля, паркинга, заправки под усиливающимся дождём встал на остановке. Через пару минут пришёл автобус.

Карту водитель не брал, заплатил наличкой 60 nok . Название остановок пишется на табло в салоне; для остановки по требованию у окон протянут трос,на котором висят металлические шнурки. До места пересадки( Loddefjord Terminal ) пилили долго. Минут через 5 подошёл автобус №5, и ещё минут через 10 я уже был на Festplassen . Немного погулял, делая фото. Дождь снова начался, и я пришёл на вокзал к месту встречи. Но до неё ещё было долго. Я то сидел в маленьком здании вокзала, то вновь выходил на улицы; благо и погода наладилась. Туалет на вокзале платный — 10 nok, можно платить картой без пина. В REMA 1000 купил булочку “много злаков” и свою любимую ватрушку с жёлтым кремом — 22 nok. Ближе ко времени встречи в кафе “ Deli De Luca ” на вокзале за 69 nok купил лапшу с овощами и курицей. Очень понравилось. Посетил туалет и отправился искать своих. И скоро мы встретились с Илютой и Лизой, они опознали меня по кепке Russia, я всегда в ней путешествую.

Лиза объявила, что Слава ждёт нас на станции Vaksdal, куда мы и отправились, взяв билеты за 86 nok. Илюта помогла взять билет, она знает норвежский язык; оплата идёт по карте. Ехали минут 30 примерно. Встретили Славу, так собралась вся группа. Докупили в магазине сыр и шоколад, Слава раздал общественный груз. Итак, с учётом сыра-шоколада, плюс газовый баллон, котелок, соль, чай, сушёные помидоры, колбаса и т. д. — мой рюкзак потяжелел примерно на 3 кг с хвостиком. Общий его вес был около 16 кг. Так мы вышли на маршрут. Немного покапал дождик, в пути встретили норвежца с любопытным псом, закусили малиной, видели здание маленькой горной гэс. Последним встреченным в тот день человеком оказался бегун из местных. Стало сыро. Пришли к поляне у реки, поставили две палатки, Лиза ночевала со мной, а Илюта со Славой. Еду Слава готовил на костре. Ужин состоял из гречки и сыра. К зелёному чаю было самодельное овсяное печенье. Река шумела довольно сильно. Налобный фонарик очень пригодился(и так было весь поход). Вдвоём с Лизой помещались в палатке впритык, но зато и лежать можно было не только на боку! Постепенно уснули…

День 3 — 12 сентября. Встал, когда Слава уже готовил завтрак : овсянку с изюмом. Зелёный чай с печеньем завершили его. Котелок был всего один, и после съедания каши в нём же делался чай. Свернули лагерь, я надел кожанные треккинговые ботинки и пошёл с треккинговыми палками. У Лизы их не было, и Слава срубил для неё палку из дерева для опоры. Лес закончился, началась тундра. Идём по буквам Т на камнях, она часто встречается (так в Норвегии маркируются все маршруты). Начался мелкий дождь, одели чехлы на рюкзаки, идём дальше. Сделали небольшой привал под выступом скалы. Пошли дальше и через час сделали привал на крыльце хижины Varahytto, пожевали орехов-сухофруктов.

Дальше в пути у реки Hersfangvatnet поели черники . 681 метр нах уровнем моря. При переходе реки не рассчитал — пошёл не там, где Слава шёл, а правее. Сперва всё шло неплохо. Но крайний камень был далеко от берега, я швырнул на берег палки, но рюкзак с наклонного берега упал в воду и поплыл в озеро. Я еле его поймал и промочил ноги. Вылил воду из ботинок, отжал носки, идём дальше. Тропа круто стала забирать вверх. Встали на обед : хлебцы, сало, сыр, шоколад. Идём по всё более каменистым местам, но тропа в-целом была очень болотистой весь поход! Встали лагерем на маленьком озере, связанным с соседним таким же узкой протокой. Просматривалась хижина Hogabu. По совету Славы палатку поставил вдоль озера(ветер тянул с него). Вещи были в пакетах и не намокли при падении рюкзака в воду.

При установке палатки часто было либо много кочек или камней; а то и уже несколько подсушенных овечьих какашек(в Норвегии овцы шастают повсюду). На каменистых местах колышки гнутся, их сложно воткнуть. Полил дождь, ужин был поздно; Слава сделал его, когда дождь перестал. Ели рис с колбасой. Дождь снова закапал, потом усилился; и мы быстро залезли в палатки, чай не делали. Тут было весьма холодно. Снял ботинки, застегнул тент, и кряхтя влез в палатку. Те, кто видел, как передвигается гусеница, поймут в каком положении я переодевался для сна. А Лиза уже в мешке лежит, приходилось её тревожить. Рюкзаки лежали в тамбурах, ходовую одежду я клал сверху, а Лиза догадалась надевать чехол от дождя(против промокания рюкзака от конденсата). Но как же кайфово влезть в тёплый спальник! Постепенно я задрых.

День 4 — 13 сентября. Сегодня дежурили мы с Лизой, и наша очередь была готовить овсянку, а чай Слава делал сам. Для готовки из камней стремились построить что-то вроде очага, так чтобы хоть один из камней подпирал котелок. У Илюты с собой были вкусные сухарики с орешками, они очень нас радовали. Ночью дождь был много раз, теперь же нас радовало солнце. О, как мы ждали его! Через полчаса после выхода из лагеря были у хижины Hogabu.

Немного зависли у неё(Слава постил фото на фэйсбук). Лиза иногда брала у меня фотик и делала снимки, засняла хижину внутри. Ещё несколько раз зависали так, тропа поднималась выше в гору. Вдруг появилась сотовая связь, отбил домой пару смс, а то батя переживал : как, да что. Перекусили в пути орехами-сухофруктами. Дошли до озера Ducavatnet, долго обходили его по берегу; в одном месте шли по чуть выступающим из воды камням, держась рукой за скалу. Потом обошли ещё пару озёр поменьше, плотину на одном из них. Прошёл дождь, я начал отставать, а тут ещё и чехол с рюкзака упал, пришлось его поправить. У меня был “Бионик 70” от “Сплава”, рюкзак в-целом неплохой, но чехол можно было и пошире сделать! Перешли ручей, тут пришлось идти по узкой скальной полке, держась за скалу правой рукой; а палки нас были в левой руке.

Еле ногу за ногой можно было тут поставить, Слава страховал нас. Ещё перешли несколько мелких водопадиков. Пора было найти место для ночлега. Первое Слава забраковал. Нашли площадку выше последнего из обойдённых озёр, но без какашек не обошлось (отшвырнули их ногами, после чего поставили палатки). Поскольку шли сегодня без обеда, то ужин был несколько усилен. У Илюты с собой был самодельный густой соус песто,с макаронами и колбасой-сыром он отлично пошёл. Плюс зелёный чай с хлебцами и шоколадом. Подустали сегодня прилично и рано легли спать.

День 5 — 14 сентября. +4 градуса по Цельсию с утра! За ночь ушла вода из ручья возле лагеря, и до неё надо было идти метров 100-200. Солнце пришло к нам во время завтрака, сразу стало теплее. Подсушили тенты палаток, спальники снаружи тоже из-за конденсата. Спальники раскладывали на больших камнях и прижимали к ним малыми камнями из-за ветра. Три овцы пришли и паслись неподалёку от нас. Тронулись в путь в 12-м часу. Спустились к озеру, сняли тёплые вещи.

В пути краткий стоп для закусона орехами-сухофруктами. Перешли речку, вышли к лесотундре, поели черники. На озере Soyevatnet провели небольшую фотосессию, заметили красную палатку и человека на другом берегу. Пошли дальше и встретили норвежца из той самой палатки. А после обеда у ручья пришли к хижине Vending. И вдруг к ней вышла группа довольно пожилых норвежцев в 13 человек! Многие молодые 30-40 лет(а там были дамы на вид лет 70-ти!) могут позавидовать их физической форме и образу жизни… Одну бабушку порадовало, что я — из России! У кого-то из них на брюках внизу были бахилы-гамаши, у кого-то — нет. Мы же отправились дальше, чавкая по болотам и каменюкам с ручейками. Встретили ещё двух женщин с собакой. одна была помоложе, одна постарше. Поистине, это был день встреч с людьми!

Прошли ещё хижину, которую работник покрывал кровельным материалом. Примерно через километр нашли приличное место для лагеря на холме, где нашлись и дрова. Илюта с Лизой помогли дотащить большую ветку. Дров хватило и на гречку, что была усилена колбасой и сыром; и на чай с 200-граммовой шоколадкой! Долго мы ещё со Славой сидели у костра, девчонки же рано легли спать; а мы позже последовали их примеру.

День 6 — 15 сентября. Такое же холодное утро, как и вчера. Обильный конденсат на палатке и спальнике. Готовили с Лизой на походной печке с минимумом дров рис с сушёными помидорами и чай чёрный(зелёный закончился). Немного сыра порадовало нас. Печка сия есть замечательное техническое изобретение! Огонь делается в железной банке, сбоку к ней для тяги приставлен вентилятор на двух пальчиковых батарейках. Наверх ставится рассекатель для огня с дырочками и тремя мини-подпорочками для котелка, что могут быть сложены внутрь рассекателя. Очень классная и компактная штукенция! В путь тронулись поздно, скоро зависнув на черничной поляне. Было тепло и солнечно; дамы уговорили Славу сделать остановку на озерце для купания, он позволил. Я же сидел в стороне, снял боты и сушил их и носки. Тихо, спокойно ; облачно-солнечно было. Шмель пролетел… Скоро вышли на озеро Hamlagrovatn, перекусили обычным набором. Дальний берег озера сильно заболочен, обходя озеро вошли в лес. Я натёр ноги мокрыми ботинками, но пластырь помогает(рулонный лучше держится!). Пожевали черники-брусники. Слава принял решение : сделать ранний ужин, а после идти до упора! Так и сделали на границе леса и лесотундры у небольшой речки. Поев, едва пошли, встретили большое стадо овец. Женщина-пастух попросила сойти с тропы в сторону(овец было несколько десятков!).

Пастухи одеты в Gore-tex и светоотражающие жилеты с рациями. Удачно миновали крутой опасный каменисто-земляной спуск к речке, затем вновь поднялись выше по болотистой тропе(о буква Т,- как я тебя люблю!;особенно в Норвегии). А солнце уже садилось, и хотя мы были на некоей высоте, где тьма наступает позже; пора было искать ночлег. Примерно в 20:15 вышли на озеро Songrvatn. Встали над ним, скоро поставив палатки. Пили чёрный чай с мёдом. Пошёл к ручью за водой на утро с налобным фонариком : чуть не заблудился(вкругаля назад пошёл). Когда ложились спать, поняли, что ночь будет холодной. Наловчился переодеваться , стоя на сидушке у тамбура возле палатки. Снимаешь обувь, куртку, штаны ходовые грязнущие(болотам привет!). Надеваешь приготовленные кальсоны, спальные носки; уже заранее придя на ночлег одета спальная фуфайка из Polartec да шапка; да и лезешь в мешок, кряхтя. Спокойной ночи!

День 7 -16 сентября. Ночью вставал в туалет. Было видно луну и звёзды, при такой “подсветке” можно не бояться заплутать и не найти палатку. +5 по Цельсию рано утром. Солнечно, но очень холодный ветер. Обновил пластыри на ногах(старые вечером снимал всегда). Слава мне даже хлоргексидин подарил для обработки ног. На завтрак была гречка и чай с хлебцами. Конденсата на палатке не было, но ветер мне не давал её толком свернуть; по моей просьбе Лиза придерживала конструкцию, когда я всё собирал. Скоро по пути переоделись, заменив тёплые вещи на ходовые. Встретили много людей — взрослых и детей в течение дня.

Ведь была суббота! Норвежцы часто так используют свой уикэнд. Вдоль порожистой реки “спустились с гор” в долину. Сперва шли по щебёнке, потом начался асфальт. Стали встречаться красивые норвежки в облегающих спортивных лосинах (ну, мужики меня поймут). Слава принял решение двигаться по дороге на Voss. Мы несколько ушли вперёд, он нагнал нас позже, он, по его словам, превращал термоштаны в термошорты. После обеда на берегу озера я чуть раньше пошёл вперёд, т. к. отставал. Вдруг возле меня тормозит машина, дама за рулём говорит мне “Хай!”; я ответил ей так же и уставился на неё. И тут вижу наших в машине! Илюта с Лизой шли позади меня, Слава ещё чуть дальше. Норвежка предложила подвезти их, и так мы все собрались в сей чудесной машине и помчались в Восс(а так ещё было более 20 км топать, и мы бы пришли завтра вечером). Благослови Господь эту женщину! В 15:45 мы прибыли в милый тихий городок Восс. В сувенирном магазине желающие оставили на зарядку свои powerbank. После чего Слава бодро возглавил шествие к спортмагазину с обалденными(!) скидками. А тот уже минут через 8 должен был закрыться.

Слава ринулся что-то выбирать, а я больше смотрел на цены, т. к. ничего такого не планировал. Как вам ветровка от Fjallraven за 500 nok? Слава купил себе мембранные брюки от Huglofs за 600 nok. Магазин называется S.ENDEVE SPORT(Илюта сказала, что самые по её мнению дешёвые магазины спорттоваров в Норвегии — это XXL). В магазине Spar желающие приобрели себе всякие вкусняшки, потом это торжественно поедалось. Делали фото видов города, затем через парк у озера Слава повёл нас на ночлег в сосновый лесок на окраине города. Там были дрова и бесплатный тубзик с туалетной бумагой, мылом и горячей водой! Ура пушистому норвежскому капитализму! Сперва Слава отвёл туда девушек, я посидел с рюкзаками; хотя вряд ли их кто-то бы взял. В небе летел параплан, дятел стучал на сосне, делая свою работу; пели синицы. Так хорошо там было! Я тоже посетил сей уголок цивилизации : побрился, помыл голову. Ужинали рисом с сушёными томатами да норвежской икрой из тюбика. К чаю было печенье и шоколад(по печенью я хорошо оторвался!). Дамы сходили в город за зарядками в тот самый магазин, где их оставляли. Я поснимал ночной город и долго сидел у костра, подбрасывая в огонь шишки и всякую мелочь. Спать лёг последним, так хорошо было у костра!

День 8 — 17 сентября. +8 по Цельсию, сильный туман. Встали около 7 утра, под руководством Лизы сварили макароны, да Илюта добавила банку тунца. Чай с печеньем и шоколадкой, сплошные вкусняшки, в-общем. На дорожку все посетили буржуйский тубзик. Решили разбиться на пары : мы с Илютой едем в Берген поездом, а Слава с Лизой- автостопом. Встречу наметили там же, на вокзале. Собрались и тронулись в путь. Солнце подъедало туман, сделали несколько фото. На вокзале Илюта помогла взять билет, платил картой. Проезд из Восса до Бергена стоит 204 nok. Компостер у контролёра не пробивает билет, а пропечатывает числом, когда едешь. На стене вагона висел дефибриллятор сердца. Много было туннелей в пути, подремали. Проехали посёлок Dale, где делают дорогие норвежские свитера.

Доехали за 1 час и 18 минут. Илюта по смартфону нашла пару точек с неплохим видом на залитый солнцем Берген, сделали фото. В REMA 1000 взяли мороженое по акции за 10 nok, я ещё и булок добавил. В экокафе Илюта взяла нам по капучино, посетитель кафе имеет возможность зайти в WC внутри него. Долго сидели просто так, на той же улице нашли “котовский» магазин(котики на подушках, сумках и т. д.). Большой торгцентр у вокзала в воскресенье работал не в полном объёме. Вернулись на вокзал, но ребят ещё не было; гуляли, ожидая их. И вновь вернулись посидеть для ожидания. В кафе “Ritazza” при покупке дают чек, на нём код от туалета(на следующий день он был тот же, а дверь в левую кабинку снаружи вообще было не закрыть!). В 6-м часу вечера пришли ребята, таки доехавшие стопом. Ещё час мы сидели на вокзале, затем пошли искать ночлег. Шли вверх на гору Floyen, на пути попив из питьевого фонтанчика и пополнив фляги. Наконец, Слава нашёл площадку с которой нас не было видно бегунам, пешеходам и собачникам. Поначалу даже палатки не ставили, чтоб нас не зажопили, и никто не настучал. В полутьме поели хлебцев с сыром и салом да икрой из тюбика. Огня не разводили, хотя дров было — завались! При свете налобных фонариков поставили палатки и залегли баиньки.

День 9 — 18 сентября. Встали около 7 утра, собрали лагерь. Илюта ушла вниз, в кафе для зарядки смартфона, завтрака и т. д. Мы втроём сварили гречку на печке, съели её с остатками икры и хлебцев. Спустились вниз, делая фото и глазея на разминающихся велосипедистов (Берген как раз принимал у себя чемпионат по шоссейным велогонкам). Илюту встретили в кафе на вокзале. Я не устоял перед горячим шоколадом и маффином — 74 nok за всё. Среди книг в кафе есть “Война и мир” на русском языке! При входе в камеру хранения есть боксы для определения размера ячейки хранения. Есть русское меню(как занять и открыть потом ячейку).

Заплатили моей картой 50 nok за два больших рюкзака, и ещё место осталось! Чек берёшь с собой, на нём шифр от ячейки. Лиза сдавала рюкзак вдвоём со Славой. Мы попрощались с ребятами… Хотели с Илютой поехать на гору Ulriken, но в инфоцентре у Рыбного рынка узнали, что автобус не ходит до вечера из-за велогонок. Заменили гору на Akvariet-Аквариум. Вход стоит 220 nok. Там живут пингвины, всякие рыбки, крокодилы, змеюки, морские львы, шоу которых мы могли наблюдать в течение четверти часа. Нам понравилось! Побрели медленно к Рыбному рынку, оттуда к вокзалу. Жаль, “котовский” магазин не работал. В магазинчиках у вокзала набрал съестных сувениров. Забрали багаж и пошли на трамвай, что идёт аж в аэропорт Flesland ! И всего за 37 nok ! Молодчина, Илюта вновь помогла с билетом. Пиплов в вагон набилось много, но в пути многие сошли, стало просторнее. Ехали минут 50. Как заправский хэлпер Илюта помогла зарегистрировать багаж. На выходе из аэропорта засняли друг друга у таблички Берген и тепло простились… Досмотр не занял много времени, хотя мне и провели бумажкой по рукам и поясу штанов. Система сказала : No alarm, и меня пропустили

Аэропорт в Бергене маленький. Самолёт SAS был не полным по количеству пассажиров, я сидел у иллюминатора, сделал несколько фото. На 10 минут раньше отъехали от аэропорта, долетели вообще минут за 35-40. Пошёл получать багаж,а его нет! Уже все получили, а я всё сидел; наконец подошёл к тёте из SAS. Она сказала, глядя на посадочный талон : “Москва! Всё окей!” Тут я понял, что багаж уже зарегистрирован сразу до Шереметьево. Сиганул на лифте на верхний этаж, быстро зарегистрировался. Тёте сказал, что багаж уже едет куда надо, получил посадочный талон, прошёл быстро досмотр, и минуя дьюти-фри помчался на паспортный контроль.

Тот же мужик, что меня впускал в страну, он же и выпускал; очереди не было совершенно. Снова сидел у окна. У стюардесс форма была синяя. Прилетели в 00:55 — по расписанию. Но приземлились в какой-то дыре на дальнем краю лётного поля. Пока нас отбуксировали, пока провезли на автобусе, плюс недолгий паспортный контроль. А с багажом опять закавыка : часть пассажиров получила, часть нет. Уже после нас следующие рейсы получили, а мы всё ждали. Наконец, я обрёл свой походный мешок, а он- меня. Заказывал такси в компании “222”, водителем оказалась женщина; и от Шереметьево до Таганки она довезла меня за 45 минут! Цена машины возросла из-за ожидания меня водителем совсем немного : с 1090 рублей до 1350. Так я оказался дома в 3 часа ночи 19 сентября 2017 года. Поход был завершён!

От всей души благодарю Славу Жегара и Лизу с Илютой, терпевших меня аж неделю! Отдельная благодарность моим родителям, ждавшим моего возвращение. Благодарю : “Аэрофлот” и SAS, работников аэропортов, полицию Норвегии и милую таможенницу в Осло! Уважуха : NSB(железным дорогам Норвегии) и их персоналу, работникам магазинов и кафе; и женщине, что подвезла нас до Восса! Поклон : тем, кто делает снарягу для туров. “ПИК99” , “СПЛАВ” , “Декатлон” , “RAB” , “RED FOX”(список можно продолжать, я назвал бренды своих вещей!). Извините, если кого-то не назвал и не поблагодарил … А также благодарю тех, кто дочитал это до конца!!!