Небо, облака и горизонт едины. Отзыв: Поход по Норвегии

Дата: 22.08.2014

Вот они просторы великих Норвежских плато, незабываемое зрелище, где небо, облака и горизонт составляют единое целое. Я никогда не забуду эти манящие дали и всегда буду возвращаться в эту чудесную, прекрасную страну — Норвегию!

Первый раз я был в Норвегии где-то в 2000 году. Меня поразила красота этой страны. Тогда я изрядно поездил по стране автостопом, побывал во многих городах и пересек несколько горных хребтов. В том числе покорил и высшую вершину Норвегии. Теперь возвращаюсь в Норвегию в качестве лидера туристической группы. Наша группа традиционно состояла из представителей России, Украины и Белоруссии. Большая часть участников работали в медицине, что прекрасно — есть, всегда о чем поговорить).

Первая ночевка в гостеприимном аэропорту Осло. Встреча с частью группы и совместное препровождение ночи мирно спя на полу аэропорта. Утром прямо с аэропорта выезжаем в городок Лом, и уже в автобусе встречаем остальных участников нашей маленькой экспедиции.

Прекрасные виды становятся еще более прекрасными, мы наслаждаемся ими и дорогой. Вот и Лом, о приятная неожиданность, в виде автобуса на приют Спитерстулен. Автобус начинает резко подниматься в гору по хорошей грунтовой дороге. Вскоре лес заканчивается, и мы уже едем по лесотундре, любуясь горами и водопадами. Вот и роскошный приют и кемпинг, а за бортом уже прохладно. Пока мы оделись, начался небольшой дождик, но ничто не остановит туристов! Отходим от приюта, чтобы бесплатно поставить палатки вне зоны кемпинга.
Из-за дождя начинаем разбивать лагерь чуть раньше плана, но тут подходит приятный норвежский юноша и объясняет, что здесь палатки не ставят, слишком близко к приюту, немножко продебатировав с потомком викингов, мы снимаем лагерь и уходим подальше.
Роскошное место: кустики, речка рядом и сногсшибательные виды вдоль широкой троговой долины. Первый вечер, знакомися, костер не жгем опасаясь штрафа, используем газовую горелку.

С утра вперед без рюкзаков на высшую точку Норвегии — гору Гальдхёпигген (2469м). Подъем оказался нелегким, необходимо набрать около 1,5 км высоты. С подъемом природа становилась все более суровой. В какой-то момент с обрыва далеко внизу мы увидели мощные ледники, и стало ясно, что мы уже в сердце этих гор, созданных троллями и легендами.
Вот и вершина, на ней теплее, чем на склоне, светит солнце, а вокруг нас глубокие долины с ползущими по дну их ледниками, а над ними возвышаются мрачные непреступные скальные бастионы.
Быстро идем вниз, нужно в лагерь ужинать. Спуск вниз занял тоже немало времени. Проходим мимо, каких-то странно чистых овечек, наверное, специально вымытых для умиления взоров туристов.
Вот мы и в лагере, все вещи нетронуты, после этого мы не раз оставляли палатки и вещи без присмотра, это же безопасная Норвегия!

Далее движемся по широкой долине в ее верхнюю часть. Постепенно тундра заканчивается и переходит в каменистую пустыню. Эту пустыню украшают множественные ручейки, озера и снежные пики. В это день мы видели множество северных оленей.

Останавливаемся на очень живописном озере, со странным именем Хюрхьехерн, рядом перевал (между реками Лейра и Виса) и живописная вершина Кюрхья (что значит церковь). Закат просто сюрреалистичный. Все вокруг создает атмосферу успокоенности и мистичности.

Следующее звено маршрута — это спуск по долине реки Стурутла, мы переходим к более крупному озеру Лейрватн, обходя с запада церквоподобную гору. На образцово показательном приюте пьем кофе и подзаряжаемся електричеством. Далее множество маленьких озер и речек. Опускаемся ниже и вскоре опять оказываемся в тундре, здесь нас ждет много-много черники. Из-за хребтов, покрытых цветастыми коврами мхов и кустарников, торчат более высокие горы, покрытые ледниками, а под ногами древние граниты, выходящие из самого нутра земли. Ночуем возле речки Стурутла. Ночью нас ждала непогода, каменные гиганты наслали на нас бурю, с ветром и дождем, но мы ее успешно выдержали.

На следующий день идем вниз по долине, речка уже называется Утла. Вокруг множество белых водопадов контрастирующих с зеленной травой. Тут я вижу морошку и отстаю от группы, эту ягоду последний раз я ел в детстве когда посещал работу отца в Тюменской области.

Мы опять в тундре и постепенно спускаемся в более лесистые места. Ночуем возле небольшого озерца в заболоченной местности. Местность вокруг выглядит холмистой равниной, и только высокие горы Хурингане на противоположном борте долины напоминают о том, что мы еще в сердце Скандинавских гор. Тут мы решаемся жечь костер. Опросив нескольких людей, мы так и не поняли можно ли жечь костры или нет (одни говорили да, другие нет), но все таки жгем, и это гораздо приятнее слабого огонька газовой горелки.

Утром следующего деня проходим заброшенную деревеньку Веттисморки, и вот неожиданно подходим к краю долины. Тут шумит крупнейший в Норвегии водопад Веттисфоссен. Река летит с высоты 275 м и превращаясь в отдельные капли и водяную пыль ударяется о дно долины реки Утла. Чтобы посмотреть на водопад сверху нужно лечь на живот и перегнуться в бездну. Вокруг все бурлит, шумит и кипит. Кто видел внушительный 15 м Манявский водопад в Карпатах, пусть только представит себе 275 м и в 10 раз большую речку. Зрелище и шум не оставляют никого равнодушным, это очень специальное место силы, здесь ты есть, на самом деле, вместе с мощью природы. Насладившись видами водопада сверху, мы начинаем нелегкий спуск вниз по очень крутому склону, идя по отлично сделанному зиг-загу. Вот и вид снизу. Тут холодно от пыли и брызг. Насладившись видом колоссального водопада, идем вниз по долине. Далее, идем по дну долины Утлы, едва успевая поворачивать голову от одного водопада к другому. Ночуем у городка Овре Ордал в густом лесу на берегу реки. Опять спокойно жгем костер. Рядом несколько рыбаков и большая мощная речка Утла.

С утра входим в городок, посещаем супермаркет и едем на крупнейший фьорд Норвегии — Согне-фьорд. Он очень близко от нас, около 10 км до его начала. Вот и Фьорд, ура!!! С виду как большая широкая река, на море не очень похоже. Палатки поставит негде, пляжей нет и поэтому мы переезжаем вглубь территории в живописный городок Лэрдалсьори. Недалеко от школы на берегу речки Лэрдалселви мы поставили наши палатки. Очень живописное место и городок в целом.

Утром мы едем в поселок Тюинкруссет недалеко от крупного озера Тюин (Tyin). Здесь трое наших белорусов уезжают в Осло, а мы остаемся еще на одну ночь возле маленького живописного озера и главной трассы Норвегии E 16 (Осло-Берген). Налегке мы прошли к озеру Отроватнет, и через забавный дачный поселок с травой на крышах коттеджей мы выходим на плато. Вот они просторы великих Норвежских плато — незабываемое зрелище, где небо, облака и горизонт составляют единое целое. Я никогда не забуду эти манящие дали и всегда буду возвращаться в эту чудесную, прекрасную страну — Норвегию!