Как это было. Через горы к морю. Отзыв: Поход по Кавказу

Дата: 05.04.2011

Что касается красоты гор, то она не уступает более привычному мне Центральному Кавказу. Да горы конечно ниже, но не менее красивы, огромные скалы, водопады, реки и густые леса с разнообразной растительностью, которых нет на Центральном Кавказе.

Группа подобралась сильная и состояла из представителей Москвы (в большинстве не коренных) и Киева. Все хотели много и быстро, вот так мы и начали.

Первый день мы заночевали возле полноводной реки Белая. Стоянка была очень сырой, зато вид и звук величественной реки компенсировал неудобства. Костер, знакомства.

Утором на такси выезжаем на КПП Лагонаки. Заплатив по 150 руб в день с человека, мы получили желанное разрешение в неизведанную землю Кавказкого заповедника. Вот и плато Лагонаки, не похоже ни на Крым, ни на Карпаты ни на привычный Кавказ. Идет по траве и небольшим снежникам. Иногда накрапывает дождик, иногда палит солнце. Но вот в конце обширных прерий показывается одинокая гора, как из сказки Хобит. Это Оштен 2804м, вторая по высоте после Фишта вершина в районе Лагонаки. Выглядет внушительно и неприступно. Думаю где ж на нее некатегорийный заход, что то не видно. Постепенно обходим гору вдоль северного склона, пересекаем многочисленные речки. И вот начинается крутой спуск к реке Цице. Стоянка оказалась странновато скромной для всесоюзного маршрута. Как то ставим палатки, смельчаки идут мыться в речку где температура около 0. Дров на костер нет, пользуемся горелкой. Весело проводим время возле горелки обсуждая второй день тура. Тут выясняется что у одного участника похода температура 39. Жаль парня непонятно что делать дальше, решаем утро вечера мудренне.

Утром переправляемся через Цице и это стоит некоторым мокрых ног, а некоторым и мокрых рюкзаков. Выходим на терассу реки и любуемся Оштеном и Пшехо-Су. Постепенно снега становится больше, появляются скалы. Прходим над озером Пседонах которое большей частью в сугробах снега. И вот по снежному склону поднимаемся на Фишт-Оштеннский перевал. На перевале трава свободная от снега и несколько памятников павшим воинам. Решаем в этот же день делать радиалку на Оштен. После перекуса начинаем подъем по прямой линии на северо-восток. Крутая трава, крутые скально осыпные склоны и вот мы под снежником где можно набрать воды из крошечных струек. Жадно пьем, что еще лучше воды? По камням и снегу выходем на гребень и по нему на вершину. Вот она вершина! Вид на Фишт, Армянский хребет и другие красивые горы. Еще бонус…на вершине есть связь, обмен информацией с близкими…

Спускаемся, я иду по снегу так легче и быстрее, вот и лагерь. Вкуснейший ужин из Настиных сублематов.

На следующий день заметно уменьшившееся число желающих, идет на Пшехо-Су (2743 м). Подъем по снежникам, потом длинному гребню и наконец живописному вершинному плато. Прямо напротив нас Фишт, весь засыпанный снегом. В тумане спускаемся в лагерь, где нас ждет дождь. Собираем палатки, и идет вниз к приюту Фишт.

Идем по кулуару, где под снегом течет река. Решаем держатся подальше от центра кулуара, потому что падению в такую подснеговую реку может иметь серьезный исход. Река выйдя из под снега становится угрожающе крупной, тропа идет вброд. Чтобы не переходить через опасную реку идем через лес и буераки по правой стороне реки. Интересное зрелище, буки с зелеными листочкам растут из 2х метрового снега. Какая аномалия зимних осадков, столько снега весной в Карпатах я никогда не видел. Идем проваливаемся и снова идем. Наконец то выходим к приюту. 2 неплохих здания а вокруг снег, да снег. Из одного дома идет дымок, под проливным дождем подходим туда. Из полуоткрытой двери доносится непрерывный мат. Решаем идти в другой домик. На второй этаже прекрасные комнаты, нет печки, ну и что, главное сухо! Ужин опять на горелке, все дрова под снегом. Правда удалось найти баллоны в которых были остатки газ, таким образом экономим свой газ.

Несмотря на желание не попадутся на глаза пьяным соседям, мы все таки попались. Несколько девочек стояло на нарах и смотрели в окно на странного жирноватого типка, и он в этот момент обернулся и всех спалил. Но в гости они все таки не пришли, пришел старший альпинист из Краснодара и сразу же воскликнул « О, тетки!». Девочки чуть не обиделись но я им объяснил что это обычный альпинистский жаргон. Этот чел дал нам разную полезную инфу. Вечером резались в контакт, где проявился Андрей своею эрудициею и знанием каких то редких медицинских терминов, филолог Наташа тоже была в ударе, а Оля мне понравилась диковинными ассоциациями. Ночью бегали мыши и все было отлично. На Фиштский ледник никто не хотел идти, все наелись снега, поэтому мы пошли на Белореченский и Черкесский перевалы. Лес в снегу, туман, камни, березки скалы — красиво. К обеду мы попали в городок пастухов спрекраными балаганами (колыбами), кто то хотел оставаться кто-то идти дальше. Хлынувший ливень решил все споры. Благодарность владельцам балаганов за такой комфорт.

На следующий день мы начали веселый спуск, который оказался не таким уж и веселым, а вполне нормальным. На Бабук Ауле было очень тепло. Человек в тельняшке имевший отношение к заповеднику разрешил нам ночевать на территории заповедника. Мы забыли спросить его имя, но запомнили что у него были усы и его лошадь кажется звали Метеор. Немного поблукав в поисках моста мы пересекли бушующую Шахе по ветхому мостику и пошли далее. Таких мостиков будет еще немало, они были веселее, чем сам «веселый спуск» . В месте для курения мы остановились. В общей сырости развели костер и пошли купаться в холодную Шахе. Следующий день был проведен вдоль дороге с множеством очень живописных водопадов. После обеда мы вышли в Солох-Аул. Магазин оказался бедным, ни водки, ни вина на сока, такого я не видел в Украинских селах, зато был йогурт. Ехать на море было рано и мы подъехали в еще одно село для обследования заманчивого ущелья. Там удалось купить все необходимые и полезные напитки.Идеи по живописной дороге наполненной самосвалами с карьера. Все выглядит индустриально, и вдруг нам говорят что окрестности карьера являются более важной зоной чем заповедник. Пришлось остановится на платной стоянке возле КПП-кабака. Там мы выпили напитки и хорошо пообщались. Утром заплатив за вход в запретную зону мы вышли к чьим то дачам, благодаря которым наверное и прдумали строго охраняемую природную зону. По сырой дороге в буково-каштановом лесу мы направились опять таки в Солох-Аул. Дорога была достаточно нудной, пока не посмотрел внимательно вниз я не увидел свежие следы нескольких разновозрастных медведей. Это придало пикантности ситуации, и даже самые голодные девочки больше не хотели обеда, а начали убыстряться по направлению села. К общей радости медведи нам на глаза не попались, хотя и очень хотелось погладить маленького пушистого медвежонка.Вот и село Харциз. Посидев 2 часика в солнечном местечке вне медвежей опасности мы поехали в Дагомыс. Там сняли прекраный многокомнатный и дешевый дом где хорошо посидели и поспали. На следующий день я уехал в направлении Украины (на Ростов), а народ остался наслаждаясь пляжным отдыхом. Так и закончилось это путешествие. Всем участникам спасибо за хорошее поведение и сотрудничество, не участникам спасибо за внимание.