Особенности национального характера. Отзыв: поход по Сванетии

Дата: 17.09.2015

Моя встреча с группой была неожиданной. Мы встретились на горной дороге на пути в Местию на сванской… забастовке. Я никогда на русской-то забастовке не была, а тут первый раз — и на грузинской!

Моя встреча с группой была неожиданной. Мы встретились на горной дороге на пути в Местию на сванской… забастовке. Я никогда на русской-то забастовке не была, а тут первый раз  — и на грузинской!  Сваны просто перегородили камнями дорогу перед тоннелем (с одной стороны — обрыв и горная река, с другой – высокие горы) и ждали полицию для того, чтобы поговорить. А мы ждали. Все окрестные виды уже были сфотографированы, водохранилище поблизости какого-то нереального флуоресцентного  цвета уже было запечатлено во всех ракурсах, а события на дороге развивались неспешно: полицейские в несерьезных трикотажных футболках фланировали между скучающими туристами, иногда они оживлялись, стягивались к тоннелю, откуда доносились решительные крики, но ничего не менялось. После двух часов ожидания было решено взять ситуацию в свои руки: мы собрались, оставили свою маршрутку, перешли через туннель и нашли (хотя и не с первого раза) две свободные машины.

Через полтора часа, правда, не без приключений, мы добрались  до Местии, села, которое является центром Сванетии. Уже в темноте мы нашли место своей первой ночевки – поле за местным аэродромом.  Да, представляете, в этом горном селе есть свой аэропорт, причем, несмотря на свои небольшие размеры, очень оригинальной современной архитектуры.

Ничего не было видно, но зато в темноте очень романтично подсвечивались сванские башни, которые являются визитной карточкой Сванетии. Когда наступило утро, горы явились во всей красоте.  На первый наш день был намечен акклиматизационный поход к леднику. Налегке, с  отличным настроением мы бодро зашагали через лес к нашей цели. Нас ждала неожиданная встреча: вы знаете, что суровые сванские пограничники обходят свои «владения» не собаками, а с медведями? А это так! Безусловно, медвежонок – лучшая компания в горах! Никто не страшен!

Дойдя до ледника, мы не сразу оценили его масштабы. Карабкаясь по склону, я не сразу обратила внимание, что под камнями огромные глыбы льда. Иногда камни обнажали ледяные горки, а тающий снег питал мощную горную речку.

После такой тренировки мы были готовы к походу. На следующий день все было по-серьезному:  с рюкзаками мы отправились в горы, постепенно набирая высоту. Мы шли к горной деревне, за каждым поворотом дороги открывались новые виды, на закате, в свете уходящего солнца, изменения стали еще и цветовыми: заходящее солнце погружало в тень склон за склоном, меняя тоновые контрасты.  И вот долгожданная остановка для того, чтобы разбить лагеря, борьба с коварными колючками, костер и страшные истории в зловещем свете костра.

На рассвете стала заметна одна закономерность: горные деревни находились в самом правильном месте, т.к. располагались именно там, куда падали первые лучи солнца. Завораживала картина: восходящее солнце меняло местность на глазах, визуально меняло рельеф гор. Завтрак, сборы, и впереди нас ждал солнечный жаркий день.

Солнце – это здорово, особенно после Москвы, где солнца не так много, но в походе от солнца быстро устаешь, поэтому через несколько часов, дойдя до деревни, мы с радостью привалились в теньке какого-то дома. Практически сразу к нам вышел хозяин, поинтересовался, кто мы, и пригласил нас в дом. Нам интересно было посмотреть, как живут сваны, и мы, конечно, согласились. Дом превзошел все ожидания: простор, большие окна в сад и при этом достойный ремонт. Но на этом чудеса не закончились! Каково же было наше удивление, когда нас пригласили к столу! И всех нас (а это, на минуточку, 13 человек!) накормили! Мы были поражены радушием. Мы, конечно, не остались неблагодарными, поэтому отблагодарили  хозяев  конфетами, салом (спасибо украинской части нашей команды) и незнакомыми для сванов финиками. Пофотографировавшись на фоне аутентичного сарая и не менее аутентичного самогонного аппарата, немного ослабив после сытного обеда ремни рюкзака на пузе,  мы отправились дальше.

Мы шли вдоль горной речки, что дополняло картину классического горного пейзажа. И на протяжении всего нашего пути за нами наблюдала Ушба! Ушба – это самая крутая и самая знаменитая гора Сванетии, и о ее раздвоенной вершине мечтает каждый альпинист.

И ночевка наша была буквально на заливном лугу с видом на Ушбу. Купание в горной речке поутру  заставило быстро проснуться  и только навело резкость на окружающие красоты.

Наш путь продолжался, а впереди нас ждал самый яркий день похода. Мы шли через высокогорную деревню Адиши. В поисках хлеба мы познакомились с очень интересной пожилой женщиной. Она рассказала, как она вышла замуж. Когда ей было 15 лет, он приехала в гости к сестре, и ее украли! Приехали родители и одобрили жениха, так она стала женой.  Сейчас ей 70 лет, у нее много детей и еще больше внуков).

А мы шли вперед, курсом на ледник Лардаари, который питал ту горную реку, вдоль которой шли. Вообще ледник на горизонте казался гигантской декорацией, фотообоями в гигантской студии, настолько этот вид, с одной стороны, был похож на картину, а с другой стороны, резко контрастировал с жарким солнечным днем.  Посмотришь вокруг:  спокойная, еле заметная постороннему взгляду жизнь сванской деревни с ее пестрыми,  как перепелиные яйца, поросятами, огромными лохматыми собаками и брутальными сванским башнями, а впереди – незыблемый ледник, который стоял и будет стоять еще тысячи лет!

Особенно почувствовалась сила ледника, когда мы подошли к горной реке.  Мы знали, что нас ждет речная переправа, но реальность превзошла все наши представления! Перед нами была неширокая, но бурная речка,  которая делилась на три рукава. Мужчины отправились искать брод и, как им показалось, они его нашли)) Самым сложным,  самым бурным и глубоким  был первый рукав. Это было нечто: сильная и — что самое важное! — морозоустойчивая половина нашей команды выстроилась в ряд, чтобы страховать девочек на всем пути.  Ширина реки в этом месте была небольшая, метров 20, но каких! Было несколько секунд, когда мне казалось, что я сейчас оступлюсь на скользком камне и меня унесет течением. Это, наверное, было единственный раз, когда рюкзак был очень кстати, так как он, благодаря весу, придавал устойчивости. Другие два рукава уже были не так страшны, но оказалось, у перехода через ледяную реку было неожиданное последствие: от ледяной воды до боли ломило ноги! Но перешли реку без потерь (ну, не считая одного тапка, унесенного течением). Закаленная ледяной переправой, наша группа далее купалась во всех встречавшихся нам горных речках.

После такого испытания нужно было время, чтобы прийти в себя. После перекуса здесь же, на берегу, мы были готовы к следующему туру: нас ждал перевал!

Снизу все выглядело очень мило: белоснежный ледник остался левее, а наш путь лежал через пестрые зелено-красно-желтые «холмы». Но подъем на эти «холмы» (на высоту  2800) занял у самых быстрых и выносливых из нас полтора часа. Конечно, рекорд мы не поставили (как сказал Слава, группа до нас сделала это за час), но мы, когда отдышались, были очень довольны собой! Спуск, который последовал за этим, показался просто пустяком.

Вечерело, и ледник, отражая отсветы закатного неба, менялся на глазах, переходя от розового к багрово-красному. Особенно стало чувствоваться соседство ледника, когда село солнце: резко похолодало и захотелось надеть на себя, всё что было в рюкзаке. Ночевали мы в каком-то заброшенном доме, разложив спальники в рядок, и, по впечатлению многих, это была самая холодная ночь за весь наш поход. Зато утро встретило нас таким ярким солнцем, что после завтрака мы с удовольствием позагорали в купальниках. А подзарядившись кофе, кашей, а потом чаем для надежности, а также солнечной энергией, мы отравились в Ушгули, самое высокогорное село в Грузии, куда устремляются все туристы на машинах, велосипедах и, как мы, пешком.

В этот день нас сопровождал Пёс, взявший над нами опеку накануне, после речной переправы. Он истово отводил от нас несомненно опаснейшие угрозы в виде местных коров и встречных машин, а за это требовал справедливую плату в виде наших продовольственных припасов)))

Дорога в Ушгули очень живописная, хотя и в меру пыльная: она лежит вдоль реки по ущелью, по которому проложена грунтовая дорога. Впечатлил водопад, срывающийся с кручи прямо на дорогу и дальше вниз, в обрыв. К вечеру мы были в селе, и стало понятно, что так привлекало туристов. То, что Сванетия была «открыта» для массового туризма всего несколько лет назад, было особенно заметно здесь: абсолютно первозданные аутентичные кривые узкие улочки, одноэтажные и двухэтажные домики и стаи кавказских овчарок разной расцветки. Еще несколько лет, и здесь возведут отели, фундаменты которых уже заложены, откроются кафе, и внешний вид  деревни неизбежно изменится, а пока всё практически нетронуто.

Отведав национальные блюда: кубдари, хачапури и мацони, — мы устроились на ночлег в виду деревни, но прошла ночь  по-грузински эмоционально.  Присутствие большого количество местных собак заставило нашего Пса почувствовать себя ответственным за своих подопечных, то есть за нас, наивных и беззащитных людей, не умеющих кусаться и драться. Деревня была полна местными собаками, решительно настроенными не пускать хвостатых чужаков, поэтому все закончилось грандиозной дракой, в которой пострадала одна наша палатка. На этом подвиги Пса не закончились: он лаял всю ночь, охраняя наш сон от местных коров, шарахающихся в ночи. Утром он решил, что его долг выполнен, и поспешил на помощь другой более многочисленной, то есть более нуждающейся в помощи группе туристов, проходившей мимо нашего лагеря.

Мы же двинулись в прямо противоположную сторону, к другому леднику, Шхаре. Тени от облаков испятнали землю,  то высвечивая одну вершину за другой, то затеняя их. Нужно ли говорить, что нас на всем пути сопровождала горная речка? Но, до ледника мы не дошли. Испугавшись грозовой тучи, нависшей над ледником, мы вернули в село, где нас ждала машина до Местии, откуда и начинался наш путь. Трудно было поверить, что путь, который на машине мы проехали за часов пять, у нас занял почти четыре дня.

В Местию мы уже возвращались, как домой. С удивлением мы заметили, что село живет очень интенсивной вечерней жизнью: в многочисленных кафе сидели люди, работали магазинчики, сновали туда-сюда туристы, звучала музыка. Почему мы не заметили всего этого при первом посещении? Может быть, чтобы всё это увидеть, нужно было провести несколько дней вдали от цивилизации?

Поляна за аэропортом ждала нас. Это был наш последний вечер в Сванетии, и мы устроили импровизированный вечер прощания с этим гостеприимным краем. У костра за бокалом (то есть за походными кружками) грузинского вина каждый из нас рассказал о своих впечатлениях о Сванетии вообще и сванах в частности и мы согласились, что поход удался!

На следующий день нам нужно было уезжать из этого горного края. Скажу честно, это оказалось делом не для слабонервных: мы ехали на раздолбанной маршрутке по горному серпантину с бесчисленными крутыми поворотами с лихим водителем сваном, который то ли на самом деле не понимал наши просьбы сбавить скорость, то ли только делал вид, бесконечно разговаривая по телефону. В результате после двух поломок и вынужденных технических остановок мы поменяли машину в Зугдиди и до Кобулети уже ехали с другим водителем, который был настолько радушен, что сокрушался всю дорогу, что мы не хотим задержаться в этом городке и переночевать у него в доме. Но он нашел, как проявить душевную щедрость: к 5 литрам купленного нами по дороге вина он подарил нам еще 5 литров! Думаю, вам не нужно объяснять, чем мы ужинали в тот вечер на морском берегу?

За несколько часов дороги мы полностью поменяли обстановку: если раньше мы были в окружении гор и бурных рек, то теперь мы были на берегу теплого моря. Можно было спать прямо на галечном пляже, правда, почесываясь от комариных укусов)) К нашему удивлению,  утром обнаружилось, что вчера, в темноте, мы расположились по соседству с цыганским табором, по-этому утром временами мы оказывались  под пристальным вниманием наших соседей, что заставляло нас быть более собранными и не особо разбрасывать вещи по пляжу.

Полдня классического пляжного отдыха —  и расставание: пол группы отправлялась в тот же день в аэропорт, откуда летела домой, а половина – продолжила свое путешествие по Грузии. Наш путь лежал через курортный шумный Батуми в многоликий Тбилиси.

Наше путешествие по Сванетии окончилось, однако я надеюсь, что для многих из нас это станет только началом путешествий по многочисленным регионам Грузии, каждый из которых по-своему оригинален и не похож на другой!