Грузия — гостеприимная страна! Отзыв: поход по Сванетии

Дата: 15.06.2014

“Гамарджоба, Генацвале!” или рассказ о походе по Сванетии.Если честно, то ни в какие горы этим летом я не собиралась. Отпуск давали только осенью, поэтому ничего конкретного не планировала…и вот, уже лечу в Грузию!

Если честно, то ни в какие горы этим летом я не собиралась. Отпуск давали только осенью, поэтому ничего конкретного не планировала. Но вдруг мне написали братья Приходько, с которыми ходили в прошлом году в Хибины, что они едут в Грузию и я должна обязательно ехать с ними. Пришлось срочно требовать у начальника отпуск, и вот, уже лечу в Грузию!

Кутаиси встретило меня тридцатиградусной жарой, и это в четыре часа ночи. Впереди было полтора дня до встречи с группой, поэтому отправилась гулять по городу. Просто фантастика, впервые мне не хотелось в горы. Грузинская архитектура меня очаровала. Да и люди, тебе все рады, все стараются помочь, улыбаются, по-русски мало кто говорит и не все понимают, но ищут тех, кто говорит. Цены на еду покорили окончательно, поэтому на встрече в аэропорту, кроме общественных продуктов, у меня были еще собственные. Рюкзак вышел явно тяжелее 20 кг.

День 1-й. 22.06, воскресенье

От Кутаиси до Местиа расстояние 215 км, мы нашли маршрутку за 35 лари с человека, загрузились туда оптом еще с двумя группами. Одни ребята были альпинисты; ехали на Казбек, вторые как и мы — на трекинг. По дороге много говорили о политике, споров особо не было, потому что народ в основном думал одно и то же.

В нашей группе было 6 человек: Славик Жегар, Игорь и Олег Приходько, Алена — девушка Игоря, Гена Иванов из Латвии и я. Получилось, что почти все друг друга знают или знакомы заочно. И вот, через четыре часа серпантина мы в Местиа, и все удивленно оглядываются кругом. Да это больше похоже на городок в швейцарских Альпах, чем на горный поселок страны бывшего СССР. Брусчатые улочки, подсветка на зданиях, кафе на улицах больше создавали ощущение Европы, чем Азии.

Народ, который тоже шел на трек, отправился ночевать в хостел, а мы с альпинистами пошли в сторону аэропорта. В 20-ти минутах ходьбы от центра нашли хорошее место для стоянки с водой и дровами. Оказалось, что мы здесь будем ночевать не в последний раз, но об этом позже. Спать было тепло: шерстяные носки и термобелье мне понадобились только одну ночь за весь поход.

День 2-й, 23.06 понедельник

На следующий день решили вместо радиалки отправиться сразу на основной маршрут. Никому не хотелось тратить время на озеро Корульди, которое на фотках выглядело как обычное болотце. Путь лежал в деревню Жабеши. Поднимаясь в гору встретили большую группу израильтян, которых потом встречали на протяжении всего похода.

В Жабеши шли через перевал, и небольшой заявленный набор высоты в 300 метров показался утомительным. По пути любовались на знаменитые сванетские башни и обсуждали, все ли из них являются аутентичными, или часть из них сваны пристраивают для привлечения туристов. Решили, что часть все-таки пристраивают.

В Жабеши ребята помогли местным жителям подтолкнуть их старый форд под крутую горку. За что их угостили вкусными грушами. Пройдя деревню, остановились у родника. Там уже терлись какие-то местные детишки. Что у них своей воды нет, раз они сюда ходят? Да это ж нарзан! Газированный, холодный. Здесь и будет место нашей ночевки.

К роднику постоянно подходили то группы туристов, то местные. А мне было очень стыдно стирать там носки. Они воду отсюда пьют, а я грязные носки стираю и ноги мою.

День 3-й, 24.06, вторник

Утром опять увидели наших знакомых израильтян, как мы их ласково называли за глаза. Тут же и встретила своих белорусских друзей. Они приехали в горы на две недели с альпинистским снаряжением. Дома не всегда можем встретиться, так хоть в Грузии увиделись!

Сегодня должен быть сложный день. Переход через перевал в село Адиши. К сожалению, маркировки на этом участке тропы не было. Поэтому местами пришлось поплутать. По дороге к нам присоединились еще двое туристов с Западной Европы. Они оказались веганами, и замахали руками, когда мы им предложили сало.

Дальше был подъем на перевал. Мне очень хотелось быстрее его пройти, поэтому я незаметно всех обогнала и вышла наверх к пыльной автомобильной дороге. Подтянулась группа и начали спускаться. Стояла жара, крем от солнца не спасал и мы все получили хороший загар, который оканчивался там, где начинались майка. Еще при подъеме встретили местного парня из Жабеши, он вел двух израильтян через перевал. Рассказывал, что шесть лет назад переломал в лавине обе ноги, и не мог ходить в горы и заниматься альпинизмом. Но сейчас уже работает проводником, хотя по скалам не лазит. А когда меняется погода ноги продолжают болеть.

Многие туристы ходят по Сванетии с маленькими рюкзаками или вообще налегке. За один дневной переход можно спуститься в очередное село, где обязательно есть гестхауз. Можно поесть и переночевать с минимальным комфортом. Стоит 4-5 лари с человека.

За Адишами нашли хорошую стоянку с водой и коровами.

День 4-й. 25.06, среда

Сегодня идем в Ипрали через перевал. По пути нас догоняют израильтяне и другие группы туристов. Больше всего поляков. Справа шумит речка и высятся отвесные скалы. А впереди справа открывается вид на заснеженные пятитысячники.

Чтобы начать подъем на перевал, нужно было преодолеть переправу через речку Адишисчалу. У нас был хитрый план, посмотреть, где израильтяне будут переправляться на лошади и самим тоже там переправиться. Но хитрые сваны выбрали самое глубокое место для переправы. Им ведь надо было заработать на лошади! Лошади вздыбливались, ржали и не хотели лезть в бурный поток. Вода доходила лошадям до груди. Кто-то упал в воду, чей-то рюкзак чуть не унесло течением. В общем мы на это посмотрели, и пошли искать более подходящее место.

Вернулись на 200 метров назад, там река разделялась на несколько потоков, глубина была по колено, так и перешли. Правда на том берегу ждали непроходимые ивовые заросли, тропинки не было и опять пришлось пойти по воде. Я как всегда решила найти короткий путь: пошла прямо по зарослям, влезла в болото, и окончательно расцарапала ноги.

После небольшого перекуса мы пошли вверх. Опять началась пруха и мы с Олегом не заметили как выскочили на перевал. По пути наверх увидели красивое маленькое озерцо на другой стороне речки, недалеко от места переправы. Оно так приятно к себе манило, и мы пожалели, что не знали о его существовании раньше.

Подтянулась наверх остальные, и мы начали мерить пульс, у всех он оказался нереально высокий.

Наверху уже сидели израильтяне и обедали. “Поляна” у них была просто шикарная. Сколько же у них еды было в рюкзаках? Долго на перевале мы не засиживались, и начали спускаться. По дороге высматривали место для ночевки. К сожалению, такого сочетания, чтобы и ровная площадка и вода, не было, поэтому шли дальше. Я начала отставать, Олег тоже. Оказалось, что у нас одинаковая проблема: стертые ноги. Может оттого, что мы так ломили на подъемах?

Прошли обозначенные в маршруте развалины селения Халде. Начинало темнеть, а места все не было. Спустились в Ипрали, там уже ждали израильтян. Но их пришлось еще долго ждать, потому что они сильно от нас отстали, их большая группа шла медленно.

И, наконец, возле линий электропередачи нашли место для палаток. Все было идеально: дрова, вода, ровная полянка. Мы радовались, что это лучшее за весь поход место для стоянки. Но мы ошибались. Здесь свирепствовала мошка. Она была маленькая, но кусала через носки и набрасывалась на открытые участки кожи. К счастью, у ребят был репеллент, да и стемнело, воздух стал влажным и мошка успокоилась. Здесь еще к нам прибилась роскошная кавказская овчарка. Огромная пушистая собака выглядела добродушной и бегала вокруг нас, пока ставили палатки. Мы со Славой сразу начали ее гладить. От чего сразу получили от Гены выговор. Он сказал, что нечего гладить и приучать чужих собак. Вдруг у них стригущий лишай или еще какая-нибудь болезнь. Поэтому собаку пришлось отогнать.

День 5-й. 26.06, четверг

Утром я проснулась от шуршания тента палатки, и пока соображала что к чему, Слава выскочил и увидел удирающую собаку с моей сандалией в пасти. К частью собака оказалась не злой и сразу ее отдала, а вторая сандаля уже валялась где-то в траве. Вот так, чуть без обуви не осталась!

Место где стояли палатки, было еще и пастбищем коров. Самые любопытные подходили и заглядывали внутрь палатки. Наверняка на каждого грузина приходится по три коровы!

Сегодня предстояла одна из самых живописных прогулок. Ботинки я одеть уже не могла, пошла в сандалях. Они тоже натирали ноги, но в других местах, чем ботинки, поэтому идти было можно. Олег обмотал ноги пластырем, но все-таки остался в ботинках.

Сегодня предстоял короткий день, мы должны были подойти под Сванский хребет, заночевать там, завтра утром быстро перевалить через него и закончить поход на день раньше, чтобы успеть на море. Но это были всего лишь планы…

В Ипрали увидели памятник 3-м грузинам, погибшим во Второй мировой войне. Годы жизни 1921-1942, наверное, они были жителями этого села.

Дорога была без подъемов, иногда проезжали автомобили и поднимали облака пыли, дышать невозможно. Справа было ущелье, где грохотала река Ингури. Местами скалы обрывались вниз метров на пятьдесят. Скоро мы увидели, что машины, обогнавшие нас, стоят. Оказалось, что проводился ремонт дороги. Рабочие делали мостик, нависший над ущельем. Мы шли вперед и я с опаской поглядывала вниз. Трудно поверить, но, несмотря на любовь к горам я так и не поборола страх высоты. Мостик починили, машины поехали,обдавая нас клубами пыли. Одежда наша приобрела грязновато-бурый оттенок и мы стали похожи на странствующих по пустыне пилигримов.

Вдруг выясняется такое обстоятельство, что этот день получается совсем не коротким: до перевала еще валить и валить. На сам перевал надо два дня. Из деревни Мами, которая за перевалом, уехать очень сложно и дорого. А тут как раз пришли в Ушгули, где многие туристы завершали свой 4-х дневный треккинг.

И я не знаю, как это получилось, но ребята спросили одного водителя, другого, и вот, заплатив 100 лари за машину мы едем опять в Местиа! Т.е. поход заканчивается, Сванский хребет мы уже не перейдем и назад будем возвращаться той же дорогой. С одной стороны я была обескуражена таким решением, а с другой думала о стертых ногах и понимала, что и так уже еле иду. Какой там перевал!

В общем весь путь, который мы шли сегодня почти целый день, проехали за 40 минут. И ту страшную дорогу, где скалы обрывались вниз и шумела Ингури. Вся дорога до Местиа заняла больше 3-х часов, нас вез разбитый Мерседес лохматого года выпуска и такой же древний водитель. Прямо душа радовалась, как он поворачивался к своей жене и разговаривал с ней, и не смотрел на дорогу. В одном из сел пришлось сделать вынужденную остановку. У одной маршрутки отказал мотор и ее пришлось выталкивать с дороги, чтобы остальные могли проехать. Когда поднимались на перевал к Адишам, я боялась, что сейчас покатимся назад, потому что мотор у нашего старичка не тянул. А ремонтировали его, наверное, кувалдой в сарае. Тем не менее, перевал мы преодолели, и благополучно покатились вниз. Там увидели, что уже из Жабеший положена бетонка, и скорее всего, скоро такая будет до самого Ушгули. Это порадовало.

Вот и Местиа. Надо сказать, что часть своего очарования при дневном свете она потеряла, но главная площадь все равно смотрелась красиво. Вот так, начали сегодня день в Ипрали, а закончили там, где начинали поход. Завтра наша группа должна разделиться: Игорь, Олег и Алена собирались ехать в Тбилиси, а мы со Славой и Геной хотели еще на пару дней остаться в горах. Пыльный Тбилиси в 30-ти градусную жару нас не привлекал.  Раскупорили бутылку Киндзмараули, посидели подольше у костра, все-таки последний наш совместный вечер. Даже не верилось, что ребята завтра уедут и больше мы не увидимся.

День 6-й. 27.06, пятница

Утром Олег, Игорь и Алена собрали, вещи и ушли в Местиа искать транспорт до Кутаиси. Мы остались втроем.

Позже мы тоже пошли в Местиа, нам нужна была халявная карта в инфоцентре и кое-какие продукты. Когда ходили туда-сюда, я заметила, что Гена слегка нервничает. “Гена, что случилось?” — “Да, вот уже двенадцать дня а мы тут до сих пор по Местиа ходим, никуда не сдвинулись.” — “Гена, но ведь это и есть путешествие! Тебе что плохо? Наслаждайся текущим моментом!”

Не знаю, убедили мы его или нет, но вроде жаловаться перестал.

А мы пошли вдоль аэропорта в сторону Ушбы. Справа река Местиачала, на берегу мусорная свалка, над ней вороны. Все-таки еще не Европа. Чем дальше мы уходили от села, тем более симпатичной была дорога. Подъедая по пути землянику, подошли к развилке. Справа был мостик, с которого периодически спускались туристы, а прямо тоже была дорожка, но по ней никто не ходил, и мы двинулись туда. Правда на другом берегу какой-то мужик что-то кричал нам по грузински и махал руками так, что они чуть не отрывались. Но мы не обратили на это внимание. А мужик приблизился к нам и заорал: “КУДА ВЫ ИДЕТЕ???? Я ЖЕ ВАМ МАШУ! НЕЛЬЗЯ ТУДА! ТАМ ПРОПУСК НАДО, ГРАНИЦА! ВЫ ЧТО НЕ ВИДИТЕ?” Вот он горячий грузинский темперамент, несмотря на то что он кричал и брызгал слюной, это было как-то по-доброму, что мы даже не обиделись.

Тропинка через лес вела вверх вдоль мутной Местиачалы. Навстречу попадались туристы и говорили: “О, как там красиво, как классно!” Что же там классного? Мы тоже хотим увидеть!

И вот перед нами долина, окруженная горами. Прыгаем по камням и открывается впечатляющий вид на ледник Ушбы. Сделали здесь двухчасовую стоянку, сварили компот из сухофруктов и гречку, даже хотели заночевать. Но передумали и пошли обратно, задумав устроить ночевку на полпути перед Местиа.

Все это время мы были не одни: около мостика через Ингури за нами увязался симпатяга-пес. Как и все кавказские собаки он имел стройный поджарый вид и отличался умом и добродушием. Когда мы ели он смиренно лежал рядом и ждал, когда ему перепадет кусочек. Он так ловко ловил на лету хлеб, что мы еще скормили ему сыр и шкурку от сала.

К сожалению, по дороге к Местиа пес отстал, наверное его территория закончилась. Зато пристали две новых собаки. Эти тоже были симпатичные, особенно общительным был черный пес и он все норовил со мной поиграть, только когда вставал на задние лапы, то ростом становился с меня и мне уже не хотелось с ним играть. Псы были симпатичные, колбасу не воровали, а смирно лежали и отгоняли от нас коров. Даже Гена, поборник чистоты и противник чрезмерного якшанья с бездомными собаками уже не делал нам замечаний, а был вынужден признать, что они ему тоже понравились. Но погладить так и не решился.

День 7-й. 28.06, суббота

И вот, опять ночевка на знакомой поляне возле аэропорта. Когда спускались с ледника, не нашли сочетания ровной площадки и воды. За вчерашний день прошли около 20-ти км.

А сегодня нас ждала дорога на море. Сторговались с водителем за 15 лари с человека до Зугдиди. И погнала трехчасовая часовая карусель по серпантину. Это было что-то среднее между 5D кино и американским горками. Пока мы со Славой умирали на заднем сиденье, Гена держался абсолютно нормально, его не смущали горные дороги. Наверное у моряков вестибулярный аппарат крепче, чем у таких сухопутных крыс, как мы со Славой. По дороге остановились возле кафе. Гена сказал, что хочет попробовать местную кухню, и что мы тоже должны это сделать. Подавали местное блюдо гуптари или как его еще называют “сванский хачапури”. Очень вкусная штука из лаваша с мясом бычка внутри. Запивали все нарзаном, который набрали прямо здесь, в источнике. Кроме гуптари, какая-то женщина угостила нас хачапури с сыром, которое пекла ее мама. Поэтому и Славе не пришлось голодать. Все было очень вкусным, и, то что я покупала в Кутаиси, и перед отъездом в Самтредии ни в какое сравнение не шли с этими блюдами. Умяв три порции, мы поехали дальше.

Оставалось еще полтора часа серпантина. Особенно неприятно было встречать в тоннелях коров, которые лежали посреди дороги. Но наш водитель это нормально воспринимал. Прямо как в Индии. Когда я уже ехала в аэропорт с моря, в нас чуть не врезалась сзади машина, потому что пришлось резко тормозить из-за рогатой дурочки, которая переходила дорогу. А водила только добродушно посмеялся и сказал: “Ай, корова!”

Около Зугдиди начали торговаться с таксистом, чтобы он довез нас до Поти. Это было не совсем по пути, он захотел по 15 лари сверху с человека, мы предложили по 5. Сошлись на 10. Когда приехали в Поти, поняли, что в портовом городе будет трудно найти место для стоянки. Поэтому начали просить таксиста, чтобы он повез нас в Уреки. Таксист попросил сверху 25 лари, мы предложили 5. В итоге сошлись на 15. И вот, после шести часов дороги мы на море. Вместо сванских шапок здесь продавали купальники и надувные круги.

Купили канистру воды, продуктов и пошли искать место для ночевки. Парни хотели остановиться на пляже, чтобы смотреть на толстых женщин, но мне эта идея не понравилась. Поэтому отошли на другой пляж, ближе к лесу, откуда нас очень корректно и как бы извиняясь, охранник попросил уйти. Потому что это была частная территория. Тогда мы перешли речку и разбили лагерь в сосновом лесу. Людей было мало, от солнца закрывали сосны, море рядом. Просто супер! Сразу же пошли купаться. Кроме Гены. Он сказал, что будет купаться только после того, когда поест и поставит палатку. Вот уж, человек правил!

Зашло солнце. С моря начал дуть крепкий ветер. Значит погода поменяется.

День 8-й, 29.06 воскресенье

Как и следовало ожидать, в воскресенье небо было затянуто тучами. Я встала в семь утра, отчего парни удивились. Ведь обычно лежу до последнего, пока не начинают выталкивать из палатки. Но сегодня в планах была пробежка. Друзья раньше говорили, что очень здорово бегать босиком по морскому песку, надо попробовать. Если бы еще ноги не вязли в песке по щиколотку, то можно было и 20-ку пробежать, а так только 10 км выдержала.

Этот день мы только спали и ели. Шел дождь, не настолько большой, чтобы залить палатку, но и не такой маленький, чтобы было приятно находиться на пляже. Сходить погулять в Уреках было некуда. Курортный городок без определенного плана застройки, строят дома кто во что горазд. Дороги без тротуаров. Где-то идет стройка. Цены, как и на любом курорте, высоки. Так и провалялись в палатке. Зато к вечеру распогодилось, ветер утих, и солнце садилось прямо в море, верный признак, что завтра будет хорошая погода. Еще бы, ведь завтра понедельник! Так обычно и бывает.

День 9-й, 30.06 понедельник

Наступил день отъезда домой. У Гены была бронь в гостинице в Тбилиси, и ему сегодня нужно было туда попасть, у меня самолет был завтра утром, а у Славы послезавтра вечером. Поэтому мы еще могли полежать на пляже. Яркого солнца опять не было, сгореть не удалось, но и загореть тоже. В шесть вечера я пошла ловить машину на Кутаиси. В восемь была в аэропорту. Там уже сидело с полтора десятка человек с рюкзаками и обгорелыми лицами. В основном поляки. У них рейс еще позже, в полседьмого утра. Я в это время буду уже в Минске.

Вот так закончился этот замечательный поход. Спасибо нашей веселой компашке! Отчет не вместил всех впечатлений, которых было очень много. Но еще долго буду вспоминать вечерние разговоры у костра, палящее грузинское солнце, холодный нарзан и сванетские башни!