Приключения в Приэльбрусье — 3. Отзыв: Поход по Кавказу

Дата: 09.08.2002

Окончание истории о веселом приключении, которое произошло в походе по маршруту Кисловодск-Эльбрус, в горах и прериях Северного Приэльбрусья. Несмотря на все трудности, все остались живыми и здоровыми.

Здесь можно прочитать первую часть повествования

Здесь можно прочитать вторую часть повествования

Предисловие:

События, описанные в данном отчете об этом любительском походе мало связаны с тем, что реально происходит в коммерческих походах, которые организуются нами в настоящее время. В обычных походах ничего подобного не происходит, все неожиданности сводятся к минимуму и инструктора заботятся о максимально возможном комфорте. Такого рода мероприятие может быть организовано только по специальному заказу и за особую оплату. Все описания необычного женского поведения художественно преувеличены и утрированы. Поэтому заранее извиняемся перед феминистически настроенными читателями, и признаем полное равноправие между полами.

Возле нас остановился огромный «Ниссан» с тонироваными окнами, и из него вышел мой старый знакомый хач, который разглядывал Олю возле источника. Мое сердце ёкнуло,»Может это конец» — подумал я. Ее изнасилуют, меня убьют, или наоборот, что тоже не весело, отвезут в Ичкерию «розбудовываты то, що зныщилы москали». Оля тоже испугалась. Она закрылась с ног до головы и прикинулась невзрачним мальчиком. Самое неприятное, что отсутствовали свидетели — семья хачиков выше по течению явно собиралась уезжать, в этот момент очень хотелось чтобы они были рядом. Их было двое: водила и шеф, но кто его знает что там за тонированими стеклами…минимум лежит ствол, а максимум сидят бойцы. Интерес наших новых «друзей» концентрировался на Оле, хотя надо бы заметить, что отсутствие интереса ко мне, меня абсолютно не огорчало. Нас спросили, почему мы не пришли покушать и переночивать, было бы, дескать, очень весело. Я в этом конечно же не сомневался. Далее водила распрашивал Олю почему она стоит на таком холоде на улице, было бы гораздо теплее посидеть в машине. Мне хотелось ему ответить, что она специально приехала сюда торчать на холоде, а ему бы стоило катиться ко всем чертям, но, по-видимому, таковая реплика была бы не уместна в данной ситуации. Неожиданно случилось чудо. Эти двое сказали нам, что хотят немного пройтись и что очень скоро вернутся и хотят чтобы мы посмотрели за их машиной.

Это был наш великий ШАНС. Честно говоря, я даже не сообразил, отошли ли они или просто сели в машину, так как итак не видно сквозь тонированые стекла. Я сказал Оле что у нас есть несколько минут, чтобы собраться и покинуть это мерзкое место. Олю не надо было подгонят, не прошло и пяти минут, как мы же уже были собраны и сорвались с места, как на бегах. Когда мы поднялись 100 метров вверх по склону, то мы увидели возвращающихся хачиков. Разделенные расстоянием мы почувствовали себя уверенней, по крайней мере джип к нам уже бы не подъехал. В любом случае мы не останавливались, а быстро набирали высоту, преследуя две цели: подальше отойти от всех боевиков и отдыхающих и повыше заночевать в целях акклиматизации. Встреченный по дороге пастух указал нам примерный путь в сторону Эльбруса.

ВЫСОКОГОРНАЯ ЗОНА ДОСТИГНУТА.

Поднявшись повыше мы сьели уже сваренную картошку, которую мы несли спасаясь от подозрительных владельцев джипа. Наконец-то мы поставили палатку. Погода утром была отличная, и мы выдвинулась дальше. Тропинка шла через каменистые холмы, и мы с нетерпением ждали выхода на замерзшое озеро «Джикаучеккез». На карте это озеро выгладит как часть Эльбруских ледников. Наконец-то с одного из холмов мы увидели огромную ледниковую равнину, которая на востоке ограничивалась горными хребтами со слабым оледенением. В одном из понижений на этом хребте мы узнали перевал Ирикчат. Мы пeпресекли это озеро за несколько часов перескакивая через ручьи и маленькие речки — последний бросок, и мы на желанном перевале. Да это Ирикчат, довольно ветренно, но на перевале полно стоянок, защишеных от ветра. Идем спать с радостным ошушением, что здесь на высоте более 3500 метров даже ничего неделание полезно, в плане акклиматизации. На следующее утро мы пошли на вершину Чат-Кара 3898м. Высота немного чувствуется, но маршрут очень простой. Для Ольги это первая категорийнaя вершина на Кавказе, она очень счастлива, а я рад за нее. Возвращаемся целый день впереди, просто отдыхаем, любуемся Эльбрусом. Я взял только одну книжку — «Самоучитель немецкого языка». Несмотря на всю мою симпатию к немецкому языку, эта книжка мена достала. Со скуки начал читать даже Олин материальчик, а это конспекты по типу «Как выйти замуж». Переночевав вторую ночь. Мы решили двинуться вниз, так как продукты заканчивались, и сидеть на одном месте было скучно. Ночью в палатке поломалась молния и ветер весело задувал снег вовнутрь.

СПУСК В БАКСАНСКОЕ УЩЕЛЬЕ

Очень уж нам не хотелось поднимать все наши вещи обратно после закупок продуктов, поэтому мы решили спрятать вещи в лесу на подходе к поселку Эльбрус. После прохождения развилки тропы на ледник Ирик мы спрятали вещи в лесу, тщательно замаскировав их, дело близилось к вечеру, и мы поспешили в поселок. Последний крутой спуск в ушелье Баксан был крайне неприятный — над тропой возвышались неустойчивые глиняные склоны с огромными камнями в состоянии неустойчивого равновесия. Эти камни (некоторые по 2 метра в диаметре) могли скатиться на тропу в любой момент. Придя в поселок Эльбрус, мы поняли, что у нас страшно мало времени, было 18.00, но чувствовались сумерки (может там всегда так сумрачно). Магазины оказались очень хорошими, полными вкусных продуктов. Еше мы хотели позвонить, но нам сказали, что переговорный пункт уже закрыт, это нас огорчило, конечно. Купив бензин у какого то автомобилиста, мы очень быстро пошли назад. Перспектива не найти наши рюкзаки в темноте нас не очень устраивала, поэтому мы фактически бежали (должен тут заметить что Оля самая сильная девушка физически, которую я когда либо встречал). Рюкзаки мы благополучно нашли, утром я решил что все-таки позвонить необходимо. Оставив Олю на вещах и посоветовав избегать контакты с джигитами, я отправился вниз. Почта, конечно, не работала, но удалось позвонить из магазина по двойному тарифу. Докупив пищи, я вернулся, и хотя вокруг сновали пастухи ничего плохого не случилось. Вскоре мы выдвинулись вперед и, подойдя к языку ледника Ирик, заночевали. На следуюший день пройдя крутую живую осыпь и небольшие леднички, мы вышли на перевал Терсколак. Прямо над перевалом с Юго-Западной стороны возвышалась вершина Терскол, с этого ракурса она выглядела как Матерхорн.

Мы решили выйти на нее на следующее утро. Марштут оказался коротким, но довольно сложным — крутые заснеженные, разрушенные скалы. Как оказалось это была 2А. С вершины мы просмотрели возможный выход на классический маршрут на Эльбрус. Мы решили двигаться по гряде скал, идущих параллельно гряде, на которой когда-то стоял Приют 11.

ПРОГУЛКИ ПО СКЛОНАМ ЭЛЬБРУСА

Собрав лагерь, мы двинулись траверсом в направлении Эльбруса. Пройдя легкие скалы и осыпи, мы вышли к началу ледника на перевал Терсколак. Ледник оказался закрытым, и хотя казалось, что он относительно ровный через некоторое время под ногами начало трещать. Мы вернулись на осыпь по своим же следам. Мы продолжили путь наверх по скально-осыпной гряде, разделяющей ледники Терскол и Ирик. Через некоторое время, найдя стоянки, мы оставили вещи и продолжили движение налегке, достигнув примерно уровня Приюта 11. Гряду, на которой он находился, было четко видно слева на небольшом расстоянии. Но увы, две гряды разделяла зона трещин на закрытом леднике. Поэтому было ясно, что перейти в район приюта не получится. Однако было неясно, возможно ли продолжать движение прямо на Западную Вершину Эльбруса. Прямо перед нами на ледовых полях были видны лавовые потоки и выходы скал, на которых можно было бы укрыться от ветра. Мы решили продолжить разведку на следующий день, а пока что вернуться к вещам.

На следующий день, оставив лагерь и взяв лишь несколько теплых вещей и снаряжение, мы вышли в разведку. Мы быстро прошли участок, разведанный нами предыдущим днем и продолжили путь направлением на Восточную Вершину. Через некоторое время скальная гряда закончилась, и мы вышли на ледовое поле. Ледник выглядел закрытым, но очень плоским и неразорванным. Очень осторожно мы продолжили движение. Наконец-то мы достигли скального островка, где очень чувствовался запах вулканических газов. Далее мы стали подниматься по крутому леднику, который был покрыт мелкими трещинами. Очень скоро под ногами стало трещать, и мы решили что жизнь важнее Восточной Вершины. Мы начали возвращаться с мыслями: «Подумаешь, пойдем вниз в Терскол да поднимимся на кантаке на классический маршрут». Придя к палатке я дал добро на поедание всех продуктов, дескать итак идем вниз. Правда, не знаю, когда мне пришла в голову мысль попробовать пересечь Терскольский ледник в нижней, открытой части и через ледовую базу выйти на Приют 11 (где теоретически можно раздобыть продуктов). Новый план позволял сэкономить на канатке и улучшить акклиматизацию. Утром мы начали прямой спуск к подножию Терскольского ледопада по крутым осыпям и снежникам. Наконец-то мы вышли на ледник. Ледник был открытым, поэтому мы могли обойти или перепрыгнуть все трещины. Вот и другой борт. Далее очень крутой подьем на ледовую базу, вот и она. Дав Оле задание развести костер, я пошел искать какие либо трофейные продукты. Как ни странно, даже после всех наших ночевок на высоте очень чувствовалось, что мы не на уровне моря. Когда я вернулся в разрушенном строении было много дыма, но костер отсутствовал. Я стал обвинять Олю в неспособности развести огонь. Она мне что-то бормотала о малом количестве кислорода, что вызывало у меня усмешку. Я решил развести огонь сам …оказалась, Оля была права. Даже сухая щепка не хочет гореть. Костер я таки развел, но с огромным трудом. Поевши мы выступили на ледник.

Тропа на Приют 11 была мне уже известна по прошлому году, но было видно, что мало кто по ней ходит, и в двух местах идти было страшновато. Наконец-то мы достигли Приюта 11, территория вокруг которого выглядела необычно обезлюдненой. Еды у нас было на 2 часа, а калории нам нужны для восхождения. Я дал Оле указания найти провизию любой ценой включая: заведение дружбы, покупку или попрошайничество. Закончилось это даже более неожиданным поворотом, большую часть еды мы раздобыли на местной помойке…Нет-нет, пособники гигиены и гордыни не спешите делать гримасы отвращения на своих лицах. Помойка в районе Приюта это совсем не то место, к которому вы привыкли на равнине. Здесь нет ни запаха ни мух, все заморожено и некоторые пластиковые мешки полны нетронутой еды, брошенной, как правило буржуями. В начале мы вошли в грязное здание новостроившегося приюта и увидели мешки с сухим хлебом, тут же было ясно, что уже не пропадем. Мы оба начaли интересоваться наличием халявной еды и вскоре я был счастливым обладателем пакета картофеля и моркови. Оля же по совету дедка из Москвы пошла на помойку. Когда я подошел к помойке, Оля и дед были поглощены гoрячим спором, кому должен принадлежать найденный трофейный шоколад. Справедливости ради я должен сказать, что я тоже активно включился в поиски чего-либо полезного. У меня была надежда найти буржуйский ледоруб или еще что-то такое вот, полезненькое. Из картофеля и иных овощей я сварил отменный суп, и мы решили выдвигаться к скалам Пастухова. Дошли нормально. Только с площадками там было туго и к тому же было очень ветренно и холодно. Тут стало ясно, что дешевая «супермаркетовская» палатка тут не устоит. Что же делать? Рубить площадку … на 4800 работается не очень легко. Кроме нас там стояли поляки в хорошей палатке. Нашу плошадку мы рубили на подветренной стороне их палатки. Естественно их палатка ветер особенно не останавливала. В конце концов мы вырубили яму под гроб, поставили только одну дугу и завалились внутрь. Было тепло, но дышать было нечем, так как палатка лежала на нас, да, мерзкая клаустрофобия с элементами удушения. Как-то продержались до утра, мои часы стали, поэтому спрашивали поляков, которые были очень инертными. Разводя примус я увидил НЛО, которое оказалось буржуями, едущими на ратраке от «бочек». Они были удивлены, увидев людей на такой высоте. Так как поляки тормозили, мы узнали точное время от буржуев — было пять. Наконец-то и мы пошли, довольно быстро нагнали буржуев и пошли за ними. Кошки вообще не нужны, по колено снегу, ноги мерзнут, так как бысто мокнут. На лице ледяная корка. Все это решается просто на высоте 2000м, движение — это жизнь. Двигайся себе и согреешься, но на 5000м быстро не подвигаешься, поэтому скоро я перестал чувствовать пальцы на руках и ногах. Было завидно смотреть на пластиковые ботинки и гортексовые рукавицы, принадлежавшие иностранным туристам. В конце концов до этого момента у меня не мерзли ни руки, ни ноги в течении всего похода. В определенный момент я понял, что пальцы дороже Эльбруса и сказал Оле: » Идем вниз «. Эта идея ей не очень понравилась, но после эмоционального возражения она согласилась с моими доводами. Вторую попытку восхождения мы уже не совершали ввиду отсутствия времени и желания.

ДОРОГА ДОМОЙ.

В Терсколе после нескольких часов ожидания. мы встретили знакомых поляков и вместе мы поехали на такси в Пятигорск.

На вокзале нас ждал сюрприз, а именно российские менты. Они тормознули нас непосредственно при выходе из такси. Поляков отпустили, так как у них были какие-то приглашения, нас же стали доставать вопросами о регистрации. Я им объяснил, что их действия не способствуют развитию туризма в регионе и что не плохо было бы встретится с представителем губернатора и связаться с Украинским консульством. Это ментам не понравилось, но видя что мы не спешим и вообще относимся равнодушно к экскурсии в участок, пытались снизит мзду. Началось с 3х минимальных зарплат (согласно какой-то ментовской книжке), а кончилось просьбой о пачке сигарет. Оля наивно спросила: «Какие сигареты вы курите?». Тут меня все достало, и я зявил ментам, что деньги будем платить только через суд, пусть это будет 200$ вместо денег на сигареты, но через суд. Менты удивились моей наглости и начали делать остроумные комментарии, но через 5 минут позвали Олю и отдали ей паспорта. После конкуренции с поляками мы купили билеты в Ростов, там автобус в Мариуполь, море, потом поезд в Киев. Так завершилось это великое путешествие. Оля оказалась настоящим бойцом и хорошим попутчиком.