Поход — это маленькая жизнь. Отзыв: Поход по Карпатам

Дата: 02.01.2014

Хватит с меня предновогодней суеты и праздничного обжорства, почему бы не сгонять на Новый 2014 год в экстремальный поход по Горганам?

Сказано-сделано. И вот, на вокзале в Ивано-Франковске я поджидаю группу.

В этот раз группа была большой, время для покупки билетов дефицитное, поэтому окончательно мы собрались только в два часа дня. Но Слава торжественно обещал, что до 24.00 до леса доберемся, и Новый год встретим как полагается. В общем погрузка и разгрузка заняли время, и мы вышли на маршрут с лучами уходящего солнца. Надо сказать, что традиции ходить в темноте группа придерживалась почти весь поход. Уставшие от поездов и тяжелых рюкзаков мы пришли на стоянку. Снегом в лесу не пахло.

Чтобы расшевелить народ, кто-то предложил каждому представляться и рассказывать немного о себе. Оказалось, что среди 14 человек у нас 4 художника и 3 врача. Остальные тоже представители интеллигенции. Гопников как всегда не было. В новогодний вечер мы ели мандарины, печеньки и разные другие вкусняшки. Сначала встретили российский Новый год, потом белорусский, ну и, наконец — украинский. Хотели и польский отметить, но прозевали. Потому что во все горло орали песни.

Утро встретило нас ярким теплым солнцем. Весна пришла в Карпаты! Может стоило взять солнцезащитный крем? А то еще нос обгорит… Сегодня нам предстояло покорение горы Игровец, спуск с ее плоского плато и ночевка в лесу.

И тут оказалось, что самое слабое звено в группе — это Наташа из России. Ей было очень тяжело. Это был ее первый поход. Она шла сзади с Сашей и Олей они ее мужественно поддерживали. Но когда поднялись на место обеда, на Наташу было больно смотреть. Она не ожидала такой нагрузки. Здесь выделился Андрей из Днепропетровска. Среди нас он был самый подготовленный. Андрей быстро забрался на вершину, потом спустился обратно и забрал у Наташи рюкзак, потому что она почти умирала.

Встретить закат солнца на Игровце мы не успевали. И начали спускаться уже в темноте. Спускались все, за исключением Наташи, Саши и Оли (они все еще восходили на гору). После 20-ти минут хода вниз мы остановились. Тропы здесь не было и рация не ловила. Поэтому группа разделилась еще на три части. Три человека пошли вверх, чтобы встретить отстающих, четыре человека осталось, чтобы их ждать. А остальные пошли вниз искать место для стоянки. Но скоро мы опять воссоединились и решили пока не разбивать лагерь, а просто погреться у костра, попить чаю и поужинать. Так и сделали. А в 10 вечера опять пошли. Как в страшном сне: многочасовой переход за день, ужин и опять переход. К счастью, он был коротким. Быстро разбили лагерь и легли спать.

Назавтра Наташа решила спуститься вниз. С ней уходили Оля и Таня (она завтра уезжала в Крым).

А мы пошли на Сивулю. Здесь снега было прилично. На хребте ветер валил с ног. Дорога на Сивулю еще более живописная, чем на Игровец. Перед глазами открывался суровый зимний пейзаж. Все в оттенках черного и белого. И вот мы на вершине, как всегда памятное фото. Меня поразило, что группа в 13 человек шла в одном темпе. Это здорово, и такое не часто такое встретишь.

Спускаемся с Сивули. И продолжаем традицию идти в темноте.

Фонарик уже отказывает работать, ноги заплетаются в снегу. Я чувствую себя скверно, простуда начинает брать свое. Вокруг группы бегает кругами Андрей. Похоже, у него заряд энергии не заканчивается никогда. Он снимает все на камеру. И вот, дошли до избушки. Места внутри хватает не всем, поэтому часть людей ночует в палатках. Коротаем долгий вечер у костра. Ноги промокли, пытаюсь высушить. Девчонки-медики из Москвы спасают меня убойной дозой витамина С. И посиделки у костра затягиваются до 12-ти ночи. К сожалению, Оля забрала с собой гитару, поэтому обходимся без песен. Завтра у нас легкий день: 4-х часовой переход и все время вниз.

Подъем в восемь, выход в двенадцать, все как обычно, раньше не получается. По дороге к следующей колыбе нам попадается место с дровами и водой, и мы решаем пообедать. Ведь неизвестно, что будет дальше. Устраиваем гигантский костер, едим сало, черпаем воду из лужи родника для чая… И приходим к очередной ночевке уже затемно. Это была чудесная двухэтажная колыба. Снега здесь не было, а был просторный чердак с сеном на полу. Там могли разместиться все, но часть группы все-таки осталась внизу, чтобы страдать от падающей со второго этажа трухи.

На той стоянке, пожалуй, был недостаток: далеко ходить за водой, и она набиралась с песком. И еще я запомнила, что на том привале костер резко менял свое направление. Не успеешь сесть, как на тебя сразу летит слой искр и хочет сжечь гортекс с флиской. Флиску не жалко, но вот гортекс…

На этой полонине очень хорошо были видны звезды. Поэтому ребята могли проявить свою эрудицию и рассказать где находятся какие созвездия. Еще были страшные истории у костра про выпь, черного альпиниста, белорусских бобров и прочих ужастей. К двенадцати все разошлись.

Сегодня предпоследний день похода. Мы с Верой и Ростиком дежурные. Не люблю дежурить. А нам еще досталась рисовая крупа. Нет чтобы овсянка или гречка, а так коварный рис. С трудом нацедив воды в супер-пупер роднике, мы начали варить. Мешать рис досталось Ростику. Попутно он объяснял Лёле теорию ирландских танцев. В итоге получилось, что рис намертво пристал к стенкам котла. После безуспешных попыток отколупать рис, Слава сказал: давайте сейчас сделаем в этом котелке чай. Глядишь, после нескольких порций чая рис сам отвалится. Наверное, в первый день похода идею заваривать чай в котелке с рисом люди не восприняли бы. Но на пятый день это казалось нормальным. Я просто решила забыть, что под чаем на дне котелка слой риса. Ведь все равно внутри перемешается, не так ли?

Мы решили немного изменить маршрут: пройти через село, потому что Маргарита повредила глаз. Срикошетила ветка, глаз опух и болел, и они с Верой решили ехать во Франковск, чтобы обратиться к врачу.

В селе мы зашли в магазин и это определило судьбу сегодняшнего вечера. Девочки решили все-таки не уезжать, а провести еще один вечер в нашей веселой компании.

Когда переходили речку, Андрей решил в ней искупаться. Почему-то мне тоже захотелось это сделать. Девочка Саша из России сказала, что и ей хочется. И мы с удовольствием окунулись в ледяную Быстрицу. Чуть позже искупались еще Миша с Алиной.

Дорога, по которой мы шли, вела на перевал. Слава сказал, что было бы неплохо заночевать там. Но наши покупки в сельском магазине тянули всех вниз. Путем голосования решили все-таки остановится недалеко от села. А кто очень хочет, может на перевал и завтра утром сгонять.

Это была самая теплая и комфортная ночевка. Никакого снега и ветра, а только ласковое дыхание долины. Когда сидели у костра, стало ясно, что Андрей что-то замышляет. И это связано с елками. Дело в том, что, на обочинах дороги лежало огромное количество срубленных елок. Или их на продажу гуцулы готовили, или лес прореживали, не знаю. Ребята быстро натаскали елок и устроили мега-костер. Такой трех метровый столб огня я видела первый раз. Стало светло как днем и очень жарко. Андрей потихоньку подбрасывал хлопушки в огонь, отчего они громко щелкали. А мы недоумевали: неужели это ветки так трещат?

Сделали чай. Вдруг кто-то посветил в котелок и я ужаснулась: цвет чая был нежно коричневый, похожий на какао в детском саду. Но имеет ли это уже значение? Дальше были снова посиделки. Хотелось, чтобы вечер не заканчивался, все-таки он последний. Это чувствовали и остальные, потому что возле костра собралось много людей. Но ближе к часу ночи все разошлись.

На завтрашний день планировался поход на перевал для желающих. Подъем в 6 утра. Когда я проснулась в полвосьмого, то Андрея, Саши и Веры в палатках уже не было. Поэтому решила прогуляться одна. Несмотря на проторенную дорогу я все равно свернула не туда. Через 10 минут поняла, что иду по высохшему руслу ручья, поэтому пришлось вернуться. Через час я вышла на опушку леса. Перед мной открывался вид на горы, а когда я развернулась, чтобы идти обратно, то картинка просто впечатлила. Наверное, отсюда пишется большинство Карпатских пейзажей, предназначенных для заманивания туристов. Горы шли в три ряда: сначала невысокие холмы, покрытые лесом, потом горы повыше, покрытые лесом и травой, а за ними высился Горганский хребет с тонкими прожилками снега на вершинах. Но у меня не было время любоваться картинкой, надо спешить обратно, ведь на полдвенадцатого у нас автобус. И ребята, скорее всего уже вернулись. Но они появились только через час. Кроме перевала они еще и на вершину заглянули.

И вот, сборы палатки, прощание с горами, и мы грузимся в автобус. Иногда в походе скучаешь по дому, но когда он заканчивается, всегда становится грустно, ты знаешь, что это уже не повторится. Конечно, будут еще походы, но точно такого не будет. И с людьми на 90% не увидишься никогда. Нас разделяют разные интересы и расстояния. Но объединяет любовь к горам.

В Ивано-Франковске была холодная ветреная погода. Мы поспешили в сауну. Все кроме Саши, который заторопился к себе домой в Тлумач. В сауне мы отмылись и отогрелись. И с Алиной пошли на вокзал. У нее поезд был на полчаса позже, чем мой. Остальные остались, потому что в основном поезда были в 10 вечера, а кто-то уезжал и на следующий день.

Сейчас, когда я пишу эти строки у себя дома на 9-м этаже, то понимаю, почему каждый раз, когда возвращаюсь с гор, чувствую в городе дискомфорт. Если там просторы и леса, то здесь окружают только стены квартиры.

Каждый поход проходит как отдельная маленькая жизнь. И ты всегда удивляешься: то ли прошло два дня, то ли целая жизнь. И еще неделями в городе мне будет казаться, что я здесь ненадолго, и что скоро я должна опять вернуться в горы.

Спасибо нашей дружной группе за поход!

Отдельно:
девочке-Саше за совместное купание в Быстрице;
Андрею за огромный костер в последней вечер;
Роенковой Лиле и Ерошину Саше за веселые посиделки у костра.

В общем, встреча Нового года удалась!