Осенний Свидовец. Отзыв: Поход по Карпатам

Дата: 14.07.2010

Изначально скажу, что влюбилась я в горы давно, еще 9 лет назад, когда чисто из любопытства попала в аналогичный поход в ноябре месяце…

Тогда я влюбилась в горы, но строго решила, что ходить по горам – это не мое. Очень уж все это не легко, особенно в первые дни. Но время идет, и многое стирается из памяти. Так я спустя 9 лет снова попала в Карпаты.

Изначально собиралась идти большая компания из Минска, но по разным причинам, в основном из-за работы, народ не смог пойти. И нас осталось двое. Пошли в поход друг нашей семьи Лёша и я.

У меня уже спрашивали, не страшно ли было мне идти? Нет, не страшно! Поход был организован опытными проводниками, группу вел руководитель, шли мы по отмеченным маршрутам, по туристической тропе, так сказать. И рядом со мной находился очень опытный походник с большим стажем, надежный человек и друг. Поэтому мне было страшно только за то, что я расклеюсь и начну ныть, что мне тяжело, что я хочу домой, что мне холодно или еще мало ли что!

Сначала мы отправились в город Ивано-Франковск. Ехали через Львов на поезде. К сожалению, во Львове у нас не было возможности прогуляться, но вот Ивано-Франковск мы обошли, насколько это было возможно сделать за пару часов свободного времени. Городок мне очень понравился. И не оправдались страхи, что жители Ивано-Франковска не гостеприимны и злобно настроены к тем, кто говорит по-русски.

Поход начинается…

День первый

Встреча группы в Ивано-Франковске. Трансфер в село Кевелев (130 км от Ивано-Франковска). Подъем вдоль бурной речки Гропинец, выход на полонину Гропа. На этой полонине и заночуем. Протяженность маршрута 2-3 часа.

Ближе к обеду приехали все участники похода, мы познакомились друг с другом и с нашими руководителями. Забаррикадировав заднюю часть автобусика с гордым именем «Богдан», мы отправились в 2-часовую поездку к цели нашего путешествия. Село Кевель, примерно 130 км от Ивано-Франковска, но ехали мы добрых 2,5 часа.

Первый подъем на полонину и первые мысли, зачем я сюда приехала! К моменту достижения нашей стоянки я уже плакала и хотела вернуться домой. Дул очень сильный холодный ветер, одежда на теле была вся мокрая от пота, потом меня начало не по-детски знобить и вдобавок ко всему тошнить. Наверное, так протестовал мой организм, который давненько не видывал таких нагрузок.

Спать я легла с мыслью, что завтра мой поход закончится, потому что я была уверена, что у меня температура, что я заболеваю, что я слабая духом и вообще, я зря приехала в горы.

Но утром как ни в чем не бывало я проснулась, потянулась, подумала, что мой организм хочет нагрузки и вышла на первое дежурство варить уникальное блюдо: овсяную кашу с приправой для шашлыка и с изюмом. Глаза радовались окружающему пейзажу, тело немного ныло от вечернего подъема, желудок требовал чего-нибудь в него влить. Чай, каша, сборы вещей… И мы идем дальше.

День второй

Продолжение движения по тропинке через заросли можжевельника. Выход на Свидовецкий хребет, восхождение на гору Близница (1881м). Продолжение движения по хребту Свидовец, который выглядит очень живописно благодаря свежей траве. Ночевка в районе горы Стог (1704 м) недалеко от знаменитого Драгобрата. Протяженность маршрута 5-7 часов.

Заросли можжевельника и переход через речку. У одного из участников похода промочены насквозь ноги, но это же не повод расстраиваться! Идем в гору…

Сейчас вспоминаю, кажется, что все ведь преодолимо, все сложности и трудности можно претерпеть и преодолеть. А когда поднимаешься, пот стекает по спине, дышишь, а «язык на плече», ноги не хотят сгибаться, спина ломится от тяжести рюкзака, хотя он совсем не тяжелый (надежный и верный Леша забрал у меня почти все вещи, увеличив массу своего рюкзака до 35-37 кг), а я иду, ною и почти роняю слезы… А ведь на самом деле оказывается, что именно так и зарождается любовь к горам. Через эти вот мучения и страдания, «себяжаление»… Остановишься, окинешь взглядом окружающую тебя природу, подумаешь о том, что эта тишина, эта красота кругом сейчас доступны тебе, что через неделю ты будешь вспоминать о ней и думать, что ты что-то не досмотрел, «недопочувствовал», потому что тебе казалось, что ты ненавидишь все вокруг, жалея себя…

Поднявшись на первую гору, я подумала, что готова умереть. Но надо было идти дальше. А дальше дело пошло легче. Подъемы были не столь крутыми, ноги уже шли быстрее, вокруг красота. Мы поднялись на Близницу, потом пошли по хребту. А дальше нам пришлось спускаться по крутому склону к месту ночевки. Это было страшно и очень сложно. Все время казалось, что рюкзак вот-вот перевесит, и я кубарем скачусь вниз, а там уже будут собирать меня по косточкам. Наши руководители, которых в первые 2 дня похода было аж 2 человека, достали веревку, и я стала спускаться «по перилам» (по-моему, так это называлось, если с перепугу я не забыла).

Ногам было больно. Я же не подготовленный походник, обувь у меня была самая обыкновенная, старые ботинки, и каждый сучок, камушек отзывались в ступнях и пальцах дикой болью.

К тому времени я поняла, что ныть и жаловаться, в принципе, некому и не за чем, надо просто терпеть и идти. Поэтому я, собрав всю волю в кулак, топала по тропинке, мечтая о покое для моего тела.

Вечером был костер, ужин, чай… А ночью был мороз минус 7, много инея на растениях и палатках, обалденное небо в звездах и умопомрачительная луна. А утром мы снова отправились в путь.

День третий

Продолжение движения. Прохождение горы Котел и озера Довгяска. Выход на гору Татарука (1707 м) и спуск с хребта Свидовец на перевал Околе, который является границей между Горганами и Свидовцом. На перевале начинается крупнейший приток Дуная — река Тиса. На этом перевале мы и заночуем. Протяженность маршрута 5-7 часов.

Этот день был переломным, я думаю. Шагалось уже веселее, в основном не крутые подъемы, кроме подъема на Татаруку. Оглядываясь назад, я видела те вершины, на которых была, и не верила, что я сделала это. Вдали виднелась Говерла, на ней я была 9 лет назад, и сейчас мне кажется, что мне снова хочется подняться на Говерлу. Но уже не роняя слезы, как это было, а гордо, собравшись с силами.

На горных хребтах росло очень много брусники! Собирать было некогда, но удержаться от того, чтоб не сорвать пригоршню, сложно. Этот день был не сложный по пешей части. Компания наша оказалась веселой, мы шли и болтали, веселились и поддерживали друг друга.

Вечером мы спустились к месту стоянки, пришлось потрудиться, чтобы облагородить место ночлега, особенно под палаткой: утеплить его лапником и немного выровнять. Потом все собрались на ужин у костра. Играли в игру, предложенную нашим руководителем Вовой, смеялись от души, а потом завалились спать. С каждой ночью палатка становилась роднее, коврики мягче, а спальники теплее. Ноги мы всовывали в застегнутую куртку или свитер, поэтому они всегда были в тепле. Только вот нос и голова иногда под утро замерзали.

А еще было противно с утра умываться холодной водой. И чистить зубы. Бррр!

Собрав лагерь и упаковав вещи в рюкзаки, мы приготовились к 4-му дню нашего похода.

День четвертый

Подъем на гору Братковская (1788 м) по крутому склону, поросшему девственным лесом. Эта гора уже относится к массиву Горганы, выход на старую Польско-Чехословацкую границу, промаркированную пограничными столбиками. Переход через г. Гропа и вокруг горы Дурня, спуск с хребта. Протяженность маршрута 6-8 часов.

Всё враки! В этот день мы шли аж 9 часов. И прошли около 20 км.

Сначала мы шли через лес, совсем не тяжело. Видели там много различных следов диких животных, много грибов, огромные мухоморы, такие красавцы! Вообще по лесу приятно идти, но видов никаких. В этот день нас ждало много разочарований. Во-первых, не было хорошей видимости. Мы шли через облака, которые образовывали туман. Во-вторых, было намного холоднее, чем в предыдущие дни, потому что не светило солнышко.

На гору Братковская (1788 м) мы поднялись каждый со своими впечатлениями. Мне было не особо сложно. Делая паузы по ходу, небольшими шагами, думая о своем, я незаметно поднялась на нее и даже не заметила. Горка на самом деле была довольно крутой, приходилось перелазить где-то через поваленные деревья. Потом мы вышли на уровень над облаками, солнышко нас немного погрело, но недолго. Приплыло облако с ветром, и мы стали карабкаться дальше через заросли альпийской горной сосны. Ох уж эта сосна! Она такие заросли образовывала своими ветками, упругие и нахальные. Они порой перекидывали нас из стороны в сторону, не давая пройти прямо. Тропа была прорублена первопроходцами, кое-где пропилена пилой, поэтому ветки цеплялись за ноги, оставляя синяки, верхней частью били по лицу… И так в течение нескольких часов.

И все равно я шла с мыслью о том что, где еще я найду такие приключения, такую сосну и такую красоту кругом.

Гора Дурня вообще меня веселила своим названием. В голове крутилось: влезла на Дурня! Не, вроде не очень смешно… Но тогда мое настроение было таким замечательным, я поняла, что я уже расходилась и хочу идти все дальше и дальше, выше и выше…

Но это до поры, до времени. Пришло время спуска. Спускаться, я вам скажу, это еще сложнее, чем подниматься. При чем нам пришлось спускаться по лесным тропинкам, а они были мокрыми и скользкими. Страшно было «навернуться» со всей мочи, а ноги снова требовали покоя.

Наконец-то этот ходовой день подошел к концу. Мы нашли воду, следовательно это определяло место стоянки, уже в темноте разбили лагерь. Мои ноги были бережно вымыты холодной водой с мылом, а потом натёрты водкой, утеплены шерстяными носками и отправлены на покой. Костер нас всех согрел, дежурные нас накормили. В тот вечер мы ели макароны с тушенкой! Макароны с тушенкой!!! Это самое вкусное в походе! А на втором месте – сало с чесноком)))

Лес, шум высоких сосен… ой нет, это были не сосны, они назывались «смерэки»… Я до сих пор не погуглила, что это за деревья такие! Выглядят как наши ели, но очень высокие и очень стройные, как наши сосны! И еще было страшно, что к нам на огонек наведается какой-нибудь лось, олень или кабан! А в остальном, все как обычно: тепло, уютно и весело!

День пятый

Переход через полонину Пантырь и полонину Малые Рогодзы на перевал Легионов. Спуск в долину речки Рафайловец. Протяженность маршрута 4-6 часов.

Этот день я назову «грязным»! По какой же грязюке нам пришлось топать! Сначала мы вышли в лес, встретили там коллегу-туриста, который путешествовал в одиночестве и сказал, что почти неделю не видел туристов. Потом мы по грязюке то вверх, то вниз топали и топали. По ходу удалось немного собрать ежевики. Очень вкусная!

Погода была отличная, но горные пейзажи нам уже не были видны. И тут как награда за наши старания — великолепная стоянка с прекрасным видом! Солнышко, согревающее нас напоследок, вокруг такая красотища, горы одна за другой в синеватой дымке, полянки цветущих маргариток и мы… Эта тишина, спокойствие и душевность! Это то, ради чего стоит прийти в горы, пройти через трудности подъемов на вершины. У каждого свои трудности, свои «тараканы», но когда видишь эту красотищу, то забываешь обо всем. Просто думаешь, что это ОНА! Это любовь !

Дальше мы шли налегке. Шли по грязи, мимо лесоповала, встретили зайца, который испугался больше нашего, выскочив из кустов, шли вдоль горной речки Рафайловец, приближаясь к селу Быстрица. С одной стороны было радостно, что мы прошли весь наш маршрут только с положительными эмоциями, отлично общаясь друг с другом, находясь в отличном расположении духа. А с другой стороны было грустно, потому что завтра нас ожидало прощание с горами.

Вечером мы как следует отметили окончание похода, изначально посетив магазин в селе. Стоянка наша располагалась в специально организованном для этого месте. Здесь были и качели, и столы, и навес для дров, и беседка, и кострище. И даже была собака, которая нагло съела наши пряники!

Эх, весело было!

День Шестой

Спуск в село Быстрица вдоль речки Рафайловец, откуда выезжаем в Ивано-Франковск.

Ну вот, подошел к концу наш поход. Прошлись через село. Я вам скажу, что жить и видеть такую красотищу – это здорово. Но вот цивилизацией там мало пахнет. Хотя есть и мобильная связь, и ТВ-тарелки где-то на домах. В селе много домиков для туристов. Есть кафе. Но все равно чувствуется некая отстраненность от всего огромного мира, где кругом суета, машины, цивилизация.

Мы окунулись снова в мир людей. Автобус до Ивано-Франковска, потом парикмахерская, где нам наконец-то помыли волосы и привели прически в порядок (нас было 2 девушки-походницы). Потом кафе, где мы весело посидели и наелись до отвала «нормальной» еды. И снова поезд. Поезд домой. В нашу обычную жизнь.