Тихий мир Мармарошского массива. Отзыв: поход в Карпаты

Дата: 24.07.2012

Что остается в памяти, когда маршрут пройден и поход окончен, а время первых впечатлений давно истекло? Что-то непременно ценное, настоящее — то, зачем, собственно, и идут в горы.

Итак, прошло чуть более года с летнего похода по Мармарошу… Июнь 2012 года, довольно теплый, и я снова в Ивано-Франковске. Приключения и интересные встречи, если и появляются в таких случаях, так уж сразу, даже «еще не заходя в горы».

Первый пункт следования – ночлег в небольшой гостинице «недалеко от вокзала». Бродя возле вокзала в поисках нужного мне поворота, замечаю столь же недоумевающую группу ребят с рюкзаками, всматриваюсь – не моя ли это будущая группа? Они уезжают, а из прохожих мне никто толком (т.е. по-русски) не может ответить, куда повернуть, и настаивают ехать транспортом. Сажусь в автобус, предварительно поинтересовавшись у водителя (и снова небольшой языковой барьер), довезет ли он до нужной мне улицы, на что тот отвечает, что «конечно, это совсем близко» и высаживает меня минуты через две на каком-то пустом перекрестке. Тут я было собралась «потеряться» и стала ждать хоть какого-нибудь прохожего. Первым «каким-нибудь» прохожим на безлюдном перекрестке оказался русскоговорящий парень, путешественник-автостопщик, он сразу же предложил прогуляться до места. Гостиница была хорошо спрятана в одном из жилых домов, а хозяин ее оказался музыкантом, имевшим свою группу (что для меня представляло немалый интерес), и мне удалось за один вечер познакомиться с несколькими видами украинского трембито. Третьей интересной встречей были соседки по комнате: заметив их рюкзаки, я было снова приняла их за свою группуJ, но они оказались немками из ДнепропетровскаJ и уже закончили свой поход. Блуждания продолжились в виде вечерне-ночной прогулки по городу, где мы весело болтали на смеси русского, английского и немецкого.

Утро перед походом. В 7 утра за утренним кофе я услышала звук самой большой трембиты, висящей на стене. До вокзала меня снова сопровождал вчерашний знакомый, и шли мы минут сорок довольно хитрым и интересным путем, с просмотром ряда достопримечательностей Ивано-Франковска. Вот и Слава, а с ним – полностью укомплектованная группа и наш проводник Роман. Радуясь большому количеству «своего» народа, обнаруживаю, что вчерашние ребята на вокзале – как раз в группе. Поход начался довольно спокойно: после переезда на автобусе через географический центр Европы (г. Рахов) и регистрации у пограничников идем совсем чуть-чуть и встаем лагерем на большой поляне с «кормушкой» и прекрасными видами на горы, смерековый лес и р. Белый поток. День релакса, хотя вместо лежания под солнцем нам с отдельными персонажами удалось искупаться в Белом потоке, радиально забраться в лес, найти пару грибов и висящее дерево, перейти овраг с ручьем и вернуться с несколькими царапинами.

Следующий день был «Зоной вертикального леса»: это ощущалось по непривычно долгому подъему в зной и безветрие, по разбитым колеям (глубина рытвин от колес порой достигала моего ростаJ). Наконец, начали потихоньку открываться Виды и появился спасительный ветер. Поразило три момента природы Карпат: густой махровый ковер из зарождающихся елей, многоцветие и тотальное отсутствие комаров! Далее дороги становились чуть более глухими и заросшими, а флора не столь разнообразной. Часов в 5 вечера полил дождь, но мы все равно уже собирались вставать лагерем на ночлег. Палатки пришлось разворачивать быстро – как запретные конфеты в детстве. Вечер прошел в беседах (а также в вычислениях, в какой палатке вся вкусная еда и сколько до нее шагов по дождю) и на сухом пайке с 40-градусным крепким чаем, поскольку костер в дождь так и не разгорелся. Жутковатый момент: во время дождя вокруг палаток кто-то бродил! Как выяснилось, приходил местный пастух и сообщил, что потерялись то ли овцы, то ли люди (не помню), а в окрестностях бродит волк! Отличная сказка на ночь! Это была одна из красивейших стоянок: утро после дождя, мягкий свет и облака под ногами.

Третий день, вдоль границы Украины с Румынией и вершина Мармароша – г. Поп Иван Мармарошский (1936 м), пожалуй, самый «высокий» день. Хождение по хребту – это не «по мукам» (жаре, комарам), ибо вид окрестностей, хоть иногда пребывающих в тумане, завораживает. В основном, под туманом была «скрыта» румынская часть Карпат, нам ее «не показали», но это объяснялось тем, что туда у нас не было пропуска от пограничниковJ, да и загранника с собой не было… В тот день (или дни?) были редкие встречи с людьми: сначала автопутешественники-поляки, которые наверняка подумали, что мы зря пешком и с рюкзаками по дороге тащимся, когда можно проехать; был также одинокий пастух-фотограф у горы Поп-Иван Мармарошский (весьма ветреная вершина, на которой, по традиции, мы устроили большой привал-перекус). Понравились: тропа, проложенная точно по хребту и по границе двух государств; лабиринты троп из местного можжевельника, на которых мы то терялись, то неожиданно снова встречались друг с другом; разноцветные камни в сочетании с цветущими колокольчиками, розовые рододендроновые склоны – и все это под полупрозрачным слоем сырого тумана. Как по расписанию, в тот день в пять с минутами снова появилась тучка с осадками – теперь уже в виде града, и мы скорее свернули на ночлег. Град только напугал нас, но ночевка здесь, на некоторой высоте, оказалась самой холодной и ветреной. Несмотря на холод, костер горел исправно, и весь вечер варили суп, кашу, чай с чьими-то носками, ботинками и штанамиJ  — а в прошлый раз у нас были просто грибы…

На следующий день мы шли в сторону г. Стог, предстоял длинный переход. Дорога постепенно становилась более каменистой, но пологой, либо вниз, и шагали мы бодро. В планах был и другой Поп-Иван – Черногорский, но в силу дождей на том хребте от этой идеи отказались, пришлось любоваться на соседние румынские вершины издалека (г. Фэркеу, например). А солнце решило наконец нас побаловать, раз уж мы не пошли на гору, вот только воды в тот день было в обрез. Еще одна ночевка – место со страшным названием (нечто вроде «Скалы смерти»), но с великолепным закатом, которым и стал кульминацией тихого отдыха на Мармароше.

Пятый день, расстояния удлиняются, высота стремительно снижается, красоты вершин сменяются более банальными равнинными и лесными пейзажами. Первым препятствием оказалось большое овечье стадо, которое еще издалека поразило нас громом колокольчиков! Почти с самого утра начался мелкий и нудный дождик, по мере нашего спуска превратившийся в приличный ливень. Местом обеденного спасения для нас стала гуцульская сыродельня, до которой еще нужно было доковылять по вязкой распаханной земле. Пастухи-гуцулы едят на обед буквально «сыр с сыром», изредка заедая куском желтой нарезанной (!) каши. Следуя их примеру, заправляемся и закупаемся сыром, после чего бодро, не без экстрима, скатываемся по мокрой лесной каменистой тропе вниз, где нас ждет пара хороших бродов. Довольно долго перед этим идем по руслу мелкой речки (все равно насквозь мокрые), поскольку съезжать по тропе было бы опасней. Вымокнув после бродов с изнаночной стороны, преодолеваем последние километры нашего похода по наезженной дороге, садимся в автобус.. Ночь, гостиница — и новый день в солнечном Ивано-Франковске!