Горы и люди. Черногора. Отзыв: Поход по Карпатам

Дата: 08.08.2011

Небольшое вступление…А в горы ходят люди-чудаки…А в горы ходят безнадежные романтики.Кто сердцем и душою покорился им,Кто не разменивает жизнь на фантики.

Небольшое вступление…
А в горы ходят люди-чудаки…
А в горы ходят безнадежные романтики.
Кто сердцем и душою покорился им,
Кто не разменивает жизнь на фантики.

Зов гор – он снова манит по ночам.
Зов гор – как тяжело и грустно расставаться.
Зов гор – нет, не иду, бегу, лечу и к вам
Я просто возвращаюсь, чтоб остаться.

Стихия чувств в душе и в голове,
Когда стоишь на покоренной ты вершине.
Забыв про боль, усталость, как во сне,
Стряхнешь с себя печаль, тоску, унынье.

Таких красот, как здесь – не отыскать.
Ведь в мире ничего прекрасней не бывает.
Кто не был там, тому и не узнать,
Как сердце тихо, мимолетно замирает.
28.07.2011 в 02.30 Е.А.Валева-Полянская, Минск

Для начала представлюсь.
Зовут меня Валева-Полянская (Валева) Екатерина. Хочу рассказать о том, как я стала участником и свидетелем похода по Карпатам. Увидеть все своими глазами и остаться в живых не каждому по силам

Это я – в обычной жизни.

Вот так я выгляжу там, где есть цивилизация. Но в душе я просто безнадежный романтик, каких еще надо поискать. Это диагноз!!!
Я – не человек города и асфальта, а человек дикой природы и бесконечных, бескрайних первозданных миров. Ведь самая настоящая жизнь, красота и счастье – это там, где присутствует дух свободы и полета души. Там, где нет границ и условностей. Там, где есть адреналин и экстрим. Там, где люди не размениваются по мелочам.
Поэтому, устав от бесконечной, никому ненужной суматохи и решив проветрить мозги, мы с Максом нашли в нете сайт «Зов гор» и записались в поход по Карпатам. Маршрут назывался «Высочайшие вершины Карпат».

Это Макс.

Заранее купили билеты, одолжили рюкзаки (спасибо заядлому экстрималу со стажем Сергею Михайловичу Климовичу – выручил), упаковали вещи и……… поехали, в предвкушении азарта. Поезд «Минск-Ивано-Франковск» выехал из Минска 16 июля 2011г. в 15.51, а прибыл в Ивано-Франковск в 12.30 17.07.2011г.

День первый.

Условным местом сбора были камеры хранения на ж/д вокзале. Там мы и встретились. Сразу же состоялось первоначальное знакомство с инструктором и группой. С именами у меня
проблема, но внешне запоминаю отлично. Всех собралось 13 человек + инструктор.

Немного о группе.

Наш инструктор – Вячеслав Жегар. (Украина)
На вид – лет 35. Женат. Есть дочь. Водит людей в походы, организовывает туры, что, видимо, и является его основной деятельностью. Вынослив, очень.

Артем Стогний. (Украина)
Приблизительно 23 года. Закончил медицинский университет. Вроде как нейрохирург. Умный и образованный молодой человек. В группе быстро нашел общий язык со всеми участниками похода.

Два брата – Дмитрий и Андрей. (Украина)
Спокойные и уравновешанные люди. В коллективе прижились быстро. Интеллектуалы.

Два товарища – Жан и Саша. (Украина)
Жан – человек открытый, веселый, наделен чувством юмора, легко адаптирующийся в любой среде. Придавал группе энергии. Саша же, напротив, всегда казался сдержанным и скромным.

Еще два товарища – Андрей и Ярослав (Украина)
Андрей – атлетического телосложения, вроде не женат. Общителен. Занимается пошивом обуви. Довольно таки интересные вещи получаются. Ярослав – веселый и доброжелательный человек. Чем занимается – неизвестно.

Владимир Тихомиров (г.Санкт-Петербург, Россия)
Человек неуемной энергии. Вынослив, общителен, энергичен. Закончил в этом году ВУЗ. В дальнейших планах учеба в Финляндии. Привез с собой гитару, которая приподнимала всем настроение у ночного костра.

Ванечка – школьник (Украина)
Настоящий украинский парень. Очень высокого роста для школьника. Веселый малый. Веселил всех своими рассказами и приколами.

Катюша Кравец (Украина), Катя Щукина (Украина)
Очень красивые, добрые и выносливые украинские девушки.

В количестве 13+1 мы загрузились в заранее заказанную маршрутку и понеслись. Ехать до места назначения было где-то около двух часов. Водитель оказался экстрималом. Несся не знаю с какой скоростью по дороге, которая уходила постоянно вверх, изредка вниз и периодически то вправо, то влево. Так что езда была суперская. От воздушных ям все получили, надеюсь, кайф.
По прибытию на место, мы выгрузились сами, выгрузили рюкзаки, одели их на плечи и пошли.

Шли недолго – часа 3 – 4. Сначала мимо населенного пункта, небольшой деревушки. Сейчас не вспомню как называется (Знаю! Стыдно!) Что примечательно – украинская деревня отличается от нашей, белорусской. На пути нам повстречалась свадьба. Вся деревня шла поздравлять
молодых. Что понравилось – так это самобытность. На мужчинах и маленьких мальчиках были одеты национальные рубахи с орнаментами. Выглядело очень патриотически. Деревня закончилась и начался лес. Вечерело. Но жара не спадала. Хотелось пить. Мы вышли к речушке. Группа растянулась. Каждый шел в своем темпе. Инструктор впереди, а остальные кто где. Наконец мы пришли к месту нашей первой стоянки.

Мы сидим у костра,
Варим кашу на ужин.
Нас тринадцать, никто
Из нас не лучше, не хуже.
Нас тринадцать, горят,
Как огнем наши взоры…
У нас тема одна –
ПОКОРЯЕМ МЫ ГОРЫ!
31.07.2011г. Е.А.Валева-Полянская, Минск

Разбили лагерь и начали готовиться к ужину, который нам сварил Слава. Это были макароны с приправами и сыром. Поели, попили чая, немного посидели у костра и спать. Легли довольно рано. Может с дороги устали, может потому что еще не раззнакомились, а может и потому что утром нам предстоял тяжелый (очень тяжелый) путь, но мы об этом не знали и не догадывались.

День второй.

С вечера Слава назначил дежурных. Это были Андрей и Ярослав, которым предстояло встать в 07.30 и сварить всем завтрак.
Ребята не подвели. Приготовили вкусную овсянку с изюмом. За что им RESPEKT. Выход был назначен на 10.00 утра. Упаковав рюкзаки, собрав все свои манатки, мы двинули.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НАЧАЛИСЬ!!!
Нам предстояло покорить одну из высоких точек украинских Карпат – г.Петрос (Ох, Петрос! Петрос!!!). Это был самый тяжелый день и самое тяжелое восхождение. Но нам об этом было неизвестно ни сном, ни духом.
Сначала мы шли вдоль небольшой речушки. Потом начался лес, весь в камнях и буреломе. По которому было очень сложно передвигаться. Но мы стойко шли к вожделенной вершине.

Дальше пошли непролазные кусты. И тропа оборвалась. Слава начал что-то говорить о том, что мы немного сбились с назначенного маршрута, что, мол, нужно вернуться обратно. Если нет, то мы будем первооткрывателями новой тропы (что впоследствии и произошло).То ли его никто не слышал, то ли его никто не понял, но все как-то эту информацию пропустили мимо ушей и порешили во чтобы то ни стало идти дальше. Потом, как выяснилось, зря. (Ну ни зря конечно, но на тот момент…).
Так вот, дальше начались непролазные кустарники. Через которые можно разве что по воздуху. Настроение упало. Где-то ниже плинтуса. И мы стали одним целым. Мы ж герои!
Все помогали друг другу. Кто словом, кто делом. Наконец мы вышли на свет Божий. Был полдень. Солнце нещадно палило. Постоянно хотелось пить. И вот, наконец, долгожданный обеденный привал уже на приличной высоте. Рацион был прост. Сало с хлебом, в прикуску с курагой и финиками. Сало было отличнейшее. Вкус просто потрясающий. Уважуха Славе, который его приготовил. Это было настоящее украинское сало. Кто не пробовал, тому не понять.
Привал с перекусом был недолгим. Поели, набрали воды и снова пошли, кто как. Подыматься предстояло, практически, вертикально.

Вкратце расскажу о своих ощущениях.
С каждой попыткой движения вверх, сбивалось дыхание, а рюкзак казался все тяжелее и тяжелее (к слову весил он в районе 20 кг.). Постоянно приходилось ползти. От жары и веса рюкзака лямки натирали плечи. Разные мысли посещали голову, но установка в мозг поступала одна – ВВЕРХ! Во мне боролись две стихии. Одна постоянно твердила: «Соберись, тряпка! Что раскисла? Вперед! Можешь!». А другая утверждала: «А оно тебе надо? Чего поперлась? Экстрима захотелось? Лежала бы себе дома на диване…». Но первая стихия победила.
Вся группа ушла вперед, а я осталась одна, понимая, что отсюда выход один – НАВЕРХ!!! Тяга к жизни и сила мысли дали мне силы и резко стало легче. Я двинулась дальше. Когда, можно сказать, приползла – ребята сидели и отдыхали. Закрыв глаза от счастья и от ощущения того, что я это сделала, я просто упала на рюкзак. Нужно было отдохнуть. Так как любая секунда была дорога. Слава куда-то ушел. А мы, решив, что уже на Петросе, начали радоваться и шутить, кто во что горазд. Но не тут то было. Слава вернулся и сказал, что он сам думал, что это Петрос и, что мы его можем убить, но Петрос выше. И он показал нам где. А мы находились всего лишь на хребте.

гора Петрос за спиной.
Глаза у всех участников похода округлились и наступила минута молчания. Но выбора не было. Мы потихоньку встали, одели рюкзаки на плечи и в затяжном молчании продолжили свой путь. Каждый думал о своем. Шутки иссякли, разговоры тоже.
С переменным успехом приходилось то идти, то ползти, то ползти, то идти.

За шагом шаг – наверх! Наверх!
Стремимся мы все выше! Выше!
Идем, ползем – ведь здесь не грех,
Дыханье в спину друга слышим.

И руку другу друг подаст.
В минуту трудную в пути.
Грустить, хандрить, упасть не даст:
Как есть, поможет он дойти.

Кто горы любит, тот поймет.
Кто видел сам красоты те.
С тропы, пусть трудно – не сойдет,
Кто счастлив там – на высоте!!!
03.08.2011г. Е.А.Валева-Полянская, Минск

Восхождение показалось вечностью. Один метр казался десятью километрами, а каждая минута долгими, бесконечными часами. Это была проверка самих себя на не только на выносливость, но и на прочность. И, УРА! Бог услышал наши молитвы. Мы смогли подняться.
Вот оно счастье, вот она – свобода! Непередаваемые ощущения. 2020 м. – у твоих ног вся первозданная красота этого безумного и сумасшедшего мира. Я видела то, что можно увидеть только таким способом. Только через преодоление препятствий.

И это усилило тягу к жизни и придало сил. Это было необыкновенно. В голове и в душе сразу же стало светло и ясно. Куда-то исчезла усталость и непонятные мысли. В команде сразу же стало веселее.
Предстоял спуск. Говорят, что спуск сложнее. Мне так не показалось. Дыхание было постоянно ровным и это радовало. Единственное – это напрягались колени. К концу спуска их выворачивало в обратную сторону. Но, ведь, это мелочи жизни. Главное, что мы выполнили план-максимум в этот день и выдержали сумасшедшую нагрузку!

Под Петросом.
Преодолев спуск, мы разбили лагерь у Петроса. Но смотрели на него уже другими глазами, полными счастья и радости. Ведь мы это сделали! Ужинали у костра. Пили чай, кофе, болтали. Делились впечатлениями. Слава рассказал, что ждет нас завтра. И пообещал халяву. А завтра нам предстояло покорить самую высокую точку украинских Карпат – гору Говерлу (2060).

Вот она красавица гора Говерла. Нам туда.

С места стоянки немножко была видна ее вершина. Стемнело. Но все как-то не расходились. Раззнакомились что ли? Но спать пришлось идти, так как вставать рано.

День третий.

Пробуждение было легким. Запах еды разбудил всех. Есть хотелось страшно. Классическая овсянка с изюмом привела всех в чувство. Вкусно. Ничего не скажешь.Поели, собрались и в путь.Первые несколько часов идти было несложно. Подъем был пологий и солнце не так палило, так как везде были деревья. Мы дошли до какой-то стоянки, там можно было купить попить (пиво, вода, пепси) и всякую разную дребедень. На маленькой террасе кроме нас были еще другие туристы. Там мы пробыли в районе часа.

Потом опять пошли.Шли долго, пока не пришли к самой вершине. Слава сказал, что здесь у каждого свой маршрут и что каждый может идти в том ритме, как ему надо. После непродолжительного отдыха поступила команда наверх. И мы снова пошли. Где шли, где ползли. Как у кого получалось. Опять не хватало дыхания. Приходилось постоянно останавливаться и отдыхать. С вершины, на встречу, периодически спускались люди. Но, не обращая внимания на них, мы продолжали свой путь. И, о чудо! Мы это сделали. Уставшие, но довольные мы поснимали рюкзаки и начали фотографироваться.

На уже покоренной Говерле.

На душе снова стало легко. Долго мы там не пробыли, так как пять человек должны были уехать. Пришлось спускаться в темпе вальса. Слава сказал, что спуск будет крутым, но непродолжительным. И показал нам внизу что-то вроде пансионата.
Мы начали спускаться. Спуск оказался сложным и длинным. Ваня натер себе мозоль на пальце и ему стало тяжелее идти. Но мы шли. Начали предательски ныть колени. Ноги не слушались и отказывались работать. Группа разделилась. Кто-то ушел вперед. Я, Макс, Ваня и Андрей отстали. Нас обогнал Слава. Мы спросили у него сколько по времени идти, он сказал, что минут 20.
Шли мы долго. Не знаю сколько раз по 20 минут. Время остановилось. Наконец-то, увидев проблески света, мы возрадовались, так как вышли в то место, куда показывал Слава. Здесь некоторые ребята должны были уехать, а Славу должен был сменить новый инструктор. Произошла небольшая рокировка. Ребята уехали. Славу заменил Роман.

Роман Бiдичак (Украина) 27 лет. Кажется, не женат. Закончил ВУЗ. На данный момент работает над диссертацией. Пишет о бабочках. Очень умный и интеллигентный молодой человек. Оставил о себе массу приятных впечатлений.

Мы немного перекусили. Роман распределил нам провиант. И мы двинулись дальше. По его словам, «пилять нам еще и пилять». Через некоторое время мы вышли к воде. Ребята захотели искупаться.

Вода в речке была очень холодная. Ребята побарахтались и мы снова пошли дальше. Шли действительно долго. Устали как черти. Наконец вышли к месту стоянки. Разбили лагерь. Поужинали. Немного поболтали о том и о сем. Роман показал нам завтрашний маршрут. Все ахнули. Пилять предстояло 17 км. По Бродвею – это конечно же фигня. У всех начался истерический хохот. Я подумала, что если на Петросе не сдохла, то при переходе на вряд ли.

День четвертый.

Встали рано. Позавтракали. Упаковали транты и пошли. Тропа уходила постоянно вверх, изредка вниз. Идти было может и не сложно, но постоянно хотелось пить. Привалов продолжительных не делали, так как нужно было успеть дойти до места стоянки и еще сходить на гору Поп-Иван. Роман сказал, что будут дожди и что нам пока везет с погодой. Во второй половине дня вышли к озеру Несамовите.

Легендарное озеро и очень красивое. Роман рассказал нам, что по легенде, если в этом озере искупаться, то может в пути застигнуть стихия. Ну нам то пофиг. Все побросали рюкзаки и в воду. Кто ж поверит легенде. Когда грязный и жарко. (А зря!)

Искупались и в путь. Потому что идти было прилично. А небо все затягивало и затягивало.
Это был переход длиною в 17 км.

Вечерело. И общими усилиями мы пришли к консенсусу, что на «Поп-Иван» не пойдем, так как над ним уже сгущались тучи. Да и по времени уже было поздновато. Решили, что утром рюкзаки оставим в лагере и сходим налегке. Спустились к «Поп-Ивану» и разбили лагерь на месте, где когда-то в древности был завод по выпуску можжевеловых масел.

гора «Поп-Иван» — древняя обсерватория

Под «Поп-Иваном»

Лагерь разбить и костер разжечь успели. Гречку сварить тоже. Начал накрапывать дождик. Все одели дождевики чтобы не вымокнуть и остались на улице. Так как палатка у нас однослойная, мы везде брали с собой полиэтилен и накрывали. Всегда помогало. У Вани с Вовой палатка тоже была однослойная, но без полиэтилена. Так вот, палатку мы с Максом накрыли, колышки вбили и под полиэтилен поставили две лыжные палки, словом сделали козырек. Да, еще полиэтилен закрепили бельевыми прищепками (ну на всякий случай). К слову, ночевать предстояло на 1700м.
Дождь усилился, ветер тоже. С горы начали скатываться белые клубы. Зрелище было неописуемое. Молния начала резать воздух. Я пошла в палатку. Макс с ребятами ,конечно же,
фотографироваться. Через несколько секунд Макс, как пуля с огромными глазами, влетел в палатку, я приоткрыла вход в и меня охватил ужас. Ничего не было видно, кроме молнии, дождя и града, размером с хорошую горошину. Сразу же стало холодно. Макс спокойным тоном сказал что-то типа держи углы палатки. И мы их начали держать. При каждом порыве ветра, палатку складывало то вправо, то влево. И молния, периодически, устраивала светопредставление, сопровождаемое сумасшедшими раскатами грома. Длилось это шоу казалось вечность. Была только одна мысль в голове: «Ну чтобы не унесло». Не унесло. В первые секунды стихии снесло только пленку с палатки вместе с прищепками. Одна лыжная палка упала, а вторая осталась стоять вместо громоотвода. Пришлось ее положить. Макс порывался в течение всей ночи куда-то сходить и найти полиэтилен. Это было бесполезно и рискованно для жизни. Палатка намокла. Спальники тоже. Макса рюкзак успели передать ребятам, а мой промок. Сна уже не было. Но было столько адреналина, что не передать. Было офигенно классно.
Надо было как-то уснуть. У меня возникла идея засунуть дождевики в спальники и
постараться лечь. Получилось. Было даже сухо. Потом мы уснули.

День пятый.

Встали рано. Был сильный туман. На «Поп-Иван» идти было опасно, там еще крутила стихия и ничего не было видно. Решили не завтракать. Собрали мокрые вещи в рюкзаки и начали спуск. Роман предупредил, чтобы все шли друг за другом и никто никого не обгонял. Было прохладно. Периодически накрапывал дождь. Но все шли довольные. Толи от того, что грозу пережили, толи от того, что мы уже на финише.

Чем ниже мы спускались, тем теплее становилось. Солнце начало периодически выглядывать из-за  туч. Небо становилось яснее.

Мы находились выше облаков. Мы трогали их руками. Это было потрясающе.

Мы спустились к хутору. Роман рассказал, что высоко в горах вот на таких хуторах находятся сыродельни. В которых варят настоящий сыр. Это было невероятно. Поразило очень. Мы зашли и попробовали. Сыр оказался очень вкусным. Мы с Максом в Минск повезли брынзу.

Все попробовали, все посмотрели и пошли дальше. Шли продолжительное время, пока не спустились в д.Дземброня (прошу прощения если с ошибкой написала). Зашли в магазин, купили кофе, пива и всякой всячины. И пошли на место нашей последней стоянки.
Место последней стоянки выглядело как в 5-и звездочном отеле: стол с навесом, скамейки, место для костра и вода рядом.

Мы разбили лагерь. Рома начал разжигать костер, а мы сушить вещи, намокнувшие под стихией у «Поп-Ивана». Пока варилась рисовая каша (надоела за поход до смерти), ребята решили искупаться.

Каша была готова и мы сели ужинать. Наелись, как после блокады Ленинграда. Выдули все пиво. Напились кофе. Стемнело. Вова достал свою волшебную гитару и начал петь песни Высоцкого. Мы подпевали, как могли.
Осознание того, что мы вот так просто сидим, абсолютно незнакомые друг другу люди, что мы стали одним целым, что сама идея нас сплотила, а нам завтра уезжать, присутствовало, его дух витал в воздухе. От этого становилось очень грустно. Уезжать не хотелось. Жестокая реальность оказалась сильнее. У меня слезы наворачивались на глаза. Я понимала, что вот оно мое — Горы! То место, где я по-настоящему обрела душевный покой и смысл жизни. Наступила пауза молчания. Каждый думал о своем. Я думаю, что все прочувствовали горестный миг расставания. Потом мы разбрелись по палаткам. Так как нужно было рано вставать. Единственный автобус, как сказал Роман, должен проезжать мимо нас в 07.00 утра. Который должен был нас вывезти в цивилизацию.

Шестой день.

Утром у меня начался протест против существующих правил. Завтракать я не пошла. Еле собралась с духом, чтобы упаковать рюкзак.

Последнее прощальное фото.
Я мечтала только о том, чтобы этот автобус не приехал. Но, увы! Противный автобус все же примчался. Мы закинули рюкзаки, загрузились сами и поехали. Пейзажи только успевали мелькать перед глазами. Ехали где-то в районе часа. Приехали на какую-то автостанцию. Там купили билеты до Ивано-Франковска. Ехали часа три. В Ивано-Франковске мы распрощались, так как мне, Максу и Вове нужно было во Львов, а остальным кому куда. Прощание для меня было очень тяжелым. Хотелось схватить рюкзак и удрать в горы. Но пришлось купить билеты до Львова. Так как поезд «Львов – Санкт-Петербург» отправлялся именно со Львова в 23.12. А ехать нам еще надо было часа три.
До Минска добрались без происшествий.
P.S. Поход очень понравился. Команда была супер. Впечатления положительные. У меня началась горнячка. Сегодня уже 07 августа, а все не отпускает. Уговариваю Макса хоть на денечек зимой.

Они смотрят на тебя свысока.
Неприступностью своей так и манят.
Укрывая себя в облаках,
Разжигают в груди твоей пламя.

Мы приходим сюда, чтоб себе доказать,
Устремляемся выше и выше.
Мы приходим туда, чтоб смысл жизни понять,
Заглянув под небесную крышу.

Тайны горы хранят, до привала б дойти.
Разгадать загадку Вселенной.
Мы идем, как бы ни было трудно в пути,
Здесь неважно – последний ты или первый.

Столько песен и сказок, красот и чудес
Можно встретить, увидев немало.
С покоренных вершин, с туманных небес,
Под луной на крутых перевалах.
01.08.2011г. Е.А.Валева-Полянская, Минск.

Очень нужно вернуться туда… Катастрофически необходимо…Туда, где есть крылья, полет и свобода…

Вы не пугайте, не браните зря.
Я, все равно, вернусь в заоблачные выси.
Туда, где всходит алая заря,
Туда, где грудь моя спокойно дышит.

Я все сомненья в клочья разорву
И брошу вам! Хватайте! Если надо…
И, вновь, вершины покорять пойду,
Которые вы назовете адом.

А мне не ад, а мне там РАЙ!
Мне многое на высоте по силам.
Там круглый год цветущий май,
Свобода! Управляющая миром!!!
04.08.2011г. Е.А.Валева-Полянская, Минск

Отчет был составлен и написан самостоятельно 7 августа 2011г. Стихи выходили из меня сами, под воздействием горнячки.